воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Генерал Пиночет: "Я или хаос!"

Военный переворот 11 сентября 1973 года генерала Пиночета в Чили был второй после Франко в Испании удачной попыткой избавить страну от коммунистических экспериментов. Пиночету удалось даже больше, ведь он уберёг страну от кровопролитной гражданской войны. Гражданская война обошлась Испании в 450 000 погибших (5 % довоенного населения), а Пиночет обошёлся тем, что уничтожил порядка 3000 противников режима за 16 лет. Много ли это? В среднем 187 человек в год. Однако, тот же глава коалиции социалистов, коммунистов и радикалов Альенде, которого сверг Пиночет за 2 года устранил 500 человек (250 в год в среднем). Так что, если говорить о "кровавом" диктаторе, надо скорее рассматривать Сальводора Альенде.

На предвыборную кампанию Альенде КГБ спонсировало $420 тыс. Как отмечал проф. Кристофер Эндрю: «В документах архива эта операция КГБ носит название „Лидер“, а избрание Альенде в 1970 году президентом Чили называется „революционным ударом по системе империализма в Латинской Америке“. КГБ играл важную роль в его предвыборной кампании — Альенде победил с очень незначительным перевесом голосов 36,6% - за его "Народное единство", против 35,3% Национальной партии, например.


После избрания президентом, альендовская Социалистическая Партия Чили (член коалиционного блока "Народное единство") выпускает манифест, провозглашая советский путь "развития", социалистическую плановую экономику и объявляет об идее отказа от выборов в будущем, так как "выборы - буржуазная идея, а революция нуждается в постоянном лидере". Этот манифест спровоцировал недоверие к акциям меднодобывающих компаний и кризис этой основной опоры чилийской экономики.

Тем не менее была национализирована вся горнодобывающая промышленность, при этом Альенде заявляет о том, что бывшим владельцам выплачена компенсация, но на самом деле им не заплатили ни одного доллара. Это самый крупный государственный грабёж во всей истории Латинской Америки.

Через неделю после национализации супермаркетов и запрета на частную торговлю продуктами питания, страна остаётся без сахара, молока, мяса, хлеба и продуктов из муки, часты перебои с питьевой водой. Государство оказалось (как и следовало ожидать) неспособным к бесперебойной поставке продуктов питания и предметов первой необходимости. Продуктовый кризис закончился на следующий день после самоубийства Альенде, с приходом к власти военной хунты во главе с Пиночетом.

Установление официальных твёрдых цен на всё произвело дефицит товаров и услуг и создало самый большой за всю историю Латинской Америки до того времени чёрный рынок.

Национализирована электрическая компания, в тот же день начинаются перебои с поставкой электричества, особенно в столице. Энергетический кризис закончился на следующий день после смерти Альенде и возврата электрокомпании её законным владельцам.

В 1971 году объявляются забастовки против политики Альенде, начавшиеся с многотысячной манифестации домохозяек, вышедших с кастрюлями на улицы, требуя прекратить антинациональную экономическую политику президента и с лозунгами, требуя продуктов питания.

В 1972 году экономический рост Чили составило - минус 2% в год, а в 1973 году - минус 6%. Инфляция в 1972 году составила 225%, а в 1973 году уже 600%, самая высокая за всю историю Чили. Этот период историки и экономисты назвали "экономическим коллапсом Чили".

Зарплаты в Чили на национализированных предприятиях и в целом по стране упали в 1972 году на 12%, а в 1973 - на 40%. При этом задержки с выплатой составляли до 3 месяцев.

Дефицит бюджета в 1973 году составил 25% от ВВП, самый большой за всю историю Чили. Внешний долг составил 253 миллиона долларов, которые государство было неспособно погасить в перспективе, за что в 1973 году Чили было отказано во всех международных кредитах.

Политика Альенде ущемляла интересы не только крупной буржуазии, землевладельцев и иностранного капитала, но и чилийского среднего класса — мелких предпринимателей, инженеров, техников, преподавателей, частнопрактикующих врачей и юристов. В этом социальном слое важное место занимали частные автотранспортники-грузоперевозчики, объединённые в Национальную конфедерацию владельцев грузовиков (CNDC). Конфедерация представляла собой общенациональный корпоративный профсоюз гремиалистского типа: наряду с крупными транспортными магнатами, в неё входили и составляли основную членскую массу мелкие собственники — водители своих грузовиков. Политически Конфедерация стояла на правых позициях. Во главе конфедерации стоял транспортный предприниматель Леон Виларин — активный член ультраправой антикоммунистической организации «Родина и свобода».

Забастовка владельцев грузовиков 1972-1973 года стала стержневым фактором антиправительственного забастовочного движения. К Конфедерации грузоперевозчиков примкнули другие крупные профсоюзные структуры: Конфедерация малой промышленности, Конфедерация розничной торговли, профсоюзы горняков, портовых работников, преподавателей, врачей, ассоциации студентов и старшеклассников. По протестном движении в той или иной форме участвовали до 500 тысяч человек.

Транспорт забастовщиков CNDC реквизировался. Левые организации устанавливали силовой контроль над предприятиями других отраслей. Многие лидеры протестов подвергались арестам. Почти во всех провинциях Чили было введено чрезвычайное положение. Жёсткое наведение порядка — в том числе подавление забастовок — предполагалось поручить генералу Пиночету. 27 июня 1973 Альенде провёл совещание с участием Пиночета, на котором обсудил оперативную сторону режима ЧП. В ответ на это, несогласный с Альенде, Пиночет указывает на то, что его полномочий для этих мер недостаточно.

В итоге 23 августа 1973 года Пиночет назначен главнокомандующим армии. В это время не утихают постоянные манифестации против Альенде и Конгресс принимает "Соглашение о тяжелом положении институционного и законного порядка в Чили", в котором указаны все нарушения закона правительством и президентом.

7 сентября 1973 года военные министры Правительства организуются для военного переворота. Генерал Пиночет отказывается принять участие в нём. Однако вечером того же дня, за ужином, Альенде сообщает Пиночету о том, что собирается созвать референдум о продлении своего президентства на неопределённый срок. Пиночет указывает Альенде на неконституционность и преступность этого решения, на что президент отвечает, что он сам закон и будет делать то, что считает нужным. После ужина Пиночет присоединяется к организаторам военного переворота, который совершится 3 дня спустя, 11 сентября.

Позже Августо Пиночет Угарте писал: "Я выполнил миссию, которую возложил на меня мой народ. Он не просто просил меня об этом - кричал во весь голос. Я не был глухим: слышал как в парламенте осудили политику Альенде. Видел как народ отворачивается от Альенде".


При Пиночете удалось стабилизировать экономику после популистского разбазаривания бюджета. При Альенде были назначены высокие зарплаты и стабильно низкие цены, что очень скоро привело к дефициту товаров и инфляции необеспеченных денег. Альенде ещё и увеличил эмиссию необеспеченных денег! Пиночету пришлось урезать государственные расходы и социальные дотации, и увеличить госдолг с 3 до 21 млрд. долларов, чтобы только избежать дефолта. И стабилизация произошла. Если в начале 70-х годов среднегодовой темп инфляции составлял около 175% в год, то в 1988 г. он стал всего 14% в год. Добыча меди с 1973 по 1993 г. увеличилась на 79%, что соответствует среднегодовому росту в 3%, а это почти в два раза больше, чем рост производства инвестиционных товаров в целом. Поздняя "пиночетовская" экономика соответствовала среднему по Латинской Америке индексу развития производства, экономическая жизнь вошла в нормальное русло.

Современная чилийская историография не рассматривает время генерала как "фашистскую диктатуру". В учебниках истории политическое устройство Пиночета носит название "военный режим".

В разное время товарищами по оружию Аугусто Пиночета в рядах Чилийских Вооруженных Сил были такие видные русские антикоммунисты, как полковник Кучук Касполетович Улагай (кубанский казак из знатной черкесской фамилии, сотрудник Чилийского Института военной географии в конце 1940х- начале 1950-х гг.) и Алексей Николаевич Радзевич (активный деятель НТС, высокопоставленный чиновник Чилийского Военного Министерства с конца 1940 — х гг. по 1961 г.). Верным соратником Сеньора Пиночета является бригадный генерал Чилийских Сухопутных Войск Мигель (Михаил Семенович) Краснов, потомственный казак Всевеликого Войска Донского, представитель казачьей фамилии, который доблестно и верно служил Республике Чили в течение долгих лет, выполняя, среди прочего, ответственные и опасные задания в Эпоху Национального Возрождения 1973-1990 гг. (за что отбывает срок в настоящее время).

По материалам:
http://vinogorov.dreamwidth.org/21479.html
http://calvaryguard.com/ru/kanz/hist/zal/ugar/

Комментариев нет :

Отправить комментарий