Комитет «Помощь России в войне» не относился к поставкам по ленд-лизу, а был широкой общественной инициативой. На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь в десятки миллионов долларов. Аналогичный комитет под руководством жены Черчилля действовал в Англии, и он тоже закупал для помощи СССР медикаменты и продовольствие.
В годы войны информация о деятельности Комитета появлялась в советской печати крайне редко и дозировано, а впоследствии, в период «холодной войны», и вовсе замалчивалась. Первое исследование на данную тему появилось в России только в 1992 г., но новаторская по содержанию статья В.В. Познякова была предназначена лишь для узкого круга специалистов.
Предвоенные годы были периодом резкого ухудшения в американо-советских отношениях, справедливо называемый некоторыми историками «холодным миром». Подписание 23 августа 1939 г. пакта о ненападении между СССР и нацистской Германией, последующий совместный передел европейских границ, агрессия СССР против Финляндии, репрессии против собственного народа – все эти события, к тому же давшие богатую пищу для антисоветской пропаганды в США, повлияли как на настроение американской общественности, так на официальные отношения между двумя странами. Многие политические деятели и значительная часть американской общественности выступали против заключения с СССР договора по ленд-лизу. В прессе тиражировались слова сенатора от штата Миссури Г. Трумэна, будущего президента США: «Если мы увидим, что побеждает Германия, нужно помочь России, если побеждает Россия, следует помогать Германии. Надо позволить им уничтожать друг друга столько, сколько им это будет возможно, хотя я не при каких обстоятельствах не хочу видеть Гитлера победителем»
Принципиально иную позицию занял президент США Ф. Рузвельт. 24 июня 1941 г. он выступил с заявлением о необходимости поддержать Советский Союз морально и материально. Рузвельт настаивал на том, что нужно срочно распространить действие ленд-лиза и на СССР, считая, что эта помощь усилит сопротивление Красной Армии, повысит безопасность США и их главного союзника – Великобритании. Он реалистично оценивал возможные внутриполитические риски подобных заявлений и их негативное влияние на свой рейтинг, поскольку значительная часть населения США, убежденная в схожести гитлеровского и сталинского режимов, не разделяла его точку зрения.
В июле 1941 г. группа бизнесменов, промышленников, общественных и религиозных деятелей на неофициальной встрече в Нью-Йорке учредила Временный комитет медицинской помощи России. В его состав вошли представители общественности, принимавшие активное участие в помощи России и СССР еще в конце XIX и в начале 1920-х годов. Правительство США одобрило план работы комитета, а президент американского Красного Креста Н.Х. Дэвис заявил, что создание такой организации не только желательно, но и необходимо.
В первые же месяцы войны СССР с гитлеровской Германией выяснилось, что кроме медицинской помощи Советскому Союзу необходимы массовые гуманитарные поставки самых разнообразных товаров гражданского назначения, в связи с чем руководство Временного комитета приняло решение о создании новой общественной организации, способной реализовать эту задачу.
12 сентября 1941 г. Президентский совет по контролю за организацией военной помощи официально зарегистрировал американское общество помощи России, получившее название Комитет «Помощь России в войне» (Russian War Relief). В состав совета вошли видные банкиры, промышленники, филантропы, а также представители российской диаспоры. Более 500 выдающихся американцев поддержали создание Комитета. Его почетными членами стали Элеонора Рузвельт – жена президента США, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Леон Фейхтвангер, Роберт Оппенгеймер, Джон фон Нейман и др.
Грузополучателями американской гуманитарной помощи были две советские организации: внешнеторговое объединение «Разноэкспорт» и Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС). Распределением поступающих грузов занималась специальная комиссия. В ее состав входили представители военно-медицинской службы, сотрудники комиссариатов здравоохранения и образования, представители советского Красного Креста и Красного Полумесяца, профсоюзов и различных социальных учреждений. С большого двухэтажного склада под Москвой медикаменты, аппаратура и прочее в течение двух-трех дней распределялись по стране в следующей пропорции: две трети в армию, остальное в больницы, детские дома и школы.
Первую благотворительную акцию по поставке медицинского оборудования советским военным госпиталям общей стоимостью в 35 тыс. долл. Комитет осуществил 3 октября 1941 г. А 27 октября в Нью-Йорке, в Мэдисон Сквэр Гарден, прошло первое публичное мероприятие Комитета, которое дало старт многочисленным общественным акциям по сбору 1 млн. долл., проходившим под лозунгом «Помощь России ускоряет победу!» Объемы сбора денежных средств постоянно росли. В декабре газета «Нью-Йорк таймс» сообщала: «Комитет “Помощь России в войне” вчера объявил о начале очередной масштабной кампании по сбору 3 млн. долл. для приобретения и поставки в СССР лекарств и медицинского оборудования».
Уже в 1942 г. Комитет стал крупной общественной организацией с разветвленной сетью различных секторов и подразделений: региональных (штаты, города), женских, молодежных, религиозных (иудейские, православные, баптистские и т.д.), национальных (русский, еврейский, армянский и др.). Он имел собственные производственные предприятия, мастерские, склады. Особенно важная роль отводилась сектору по связям с общественностью, в задачи которого входила пропагандистская и агитационная работа. Американские граждане всех социальных слоев жертвовали Комитету миллионы долларов на закупку продовольствия, медикаментов, одежды, оборудовании товаров первой необходимости. Посылки из США пошли в советские детские дома, школы, колхозы, больницы. В эти посылки вкладывались письма простых американцев, выражавших веру в победу. В масштабной кампании «Письмо в Россию» приняло участие более 2 млн. американских семей.
Сообщения о победах Красной Армии, восторженно встречавшиеся американской общественностью, придали работе Комитета дополнительный импульс. Успеху в его деятельности способствовала также разъяснительная работа. В 1943 г. Комитет организовал более 500 крупных митингов и собраний. С энтузиазмом принимавшая в них участие американская публика полностью заполняла даже такие большие помещения, как Мэдисон Сквер Гарден, концертный зал Лос-Анджелеса или стадион в Чикаго.
Когда возникли трудности с приобретением на внутреннем рынке США одежды, обуви, текстильной продукции и прочего из-за отсутствия этих товаров на складах, Комитет принял решение обратиться к простым американцам с призывом «Поделитесь своей одеждой с русским союзником!» Движение под этим лозунгом стало популярным и массовым. Сбор одежды, обуви, различных предметов домашнего обихода шел по всей стране. Были организованы специальные пункты для сбора и сортировки собранных вещей. Большинство из них оказались практически новыми, и процент отбраковки был невелик. Американцы безвозмездно работали на этих приемных пунктах, а водители бесплатно в свободное от работы время занимались перевозками грузов.
В октябре 1943 г. для согласования планов и координации работы всех организаций, занимающихся оказанием гуманитарной помощи странам – союзницам США во Второй мировой войне, в США был создан Национальный военный фонд. Вхождение в состав Национального военного фонда значительно повысило статус Комитета «Помощь России в войне». К концу 1943 г. число частных пожертвований по сравнению с 1942 г. возросло в 10 раз, и помощь Комитета СССР в этом году составила 16 млн. 781 тыс. долл. Транспортные суда перевезли 8 тыс. 939 т медицинских товаров, одежды, продовольствия и семян. Заметим, что все грузы, отправляемые в Советский Союз по линии Комитета, с первых дней его деятельности были освобождены от таможенных пошлин специальным распоряжением министерства финансов США.
Эффективность работы Комитета по своим показателям подчас превосходила деятельность структур, финансируемых государством. По состоянию на конец марта 1944 г. Комитет осуществил поставки на сумму 25 млн. 64 тыс. 651 долл., а американский Красный Крест – 21 млн. 175 тыс. 63 долл.
С начала 1944 г. Комитет полностью переориентировался на помощь гражданскому населению СССР. В связи с этим была создана сеть собственных предприятий по производству одежды и различных предметов домашнего пользования. Арендовались помещения, закупалось оборудование, работники обеспечивались специальными учебными пособиями и образцами. К концу года функционировало уже более 20 тыс. таких производств, где изготовлялся широкий ассортимент швейных и вязаных изделий. Рядовые американцы трудились на этих предприятиях по выходным.
Важной частью помощи явилась отправка в 1944 г. почти 4 млн. 500 тыс. фунтов тщательно отобранных семян различных сельскохозяйственных культур в советские колхозы, испытывавшие острую нужду в посевном материале. Более 60% этого груза были подарены продавцами семян, фермерами и коллективами сельхозпредприятий.
Деятельность Комитета по оказанию помощи СССР продолжалась даже, когда война близилась к победному концу. В мае 1945 г. в Советский Союз было отправлено медицинских товаров и оборудования (лекарств, рентгеновских установок, ультрафиолетовых анализаторов, лабораторного оборудования, микроскопов и пр.) на сумму 216 131 долл. По-прежнему велась и пропагандистская работа, правда, уже под другими лозунгами. Американская общественность, разъясняли представители Комитета, просто обязана помочь советскому союзнику, который своими героическими боевыми действиями освободил американцев от масштабного участия в войне и тем самым сохранил их жизни.
По окончании войны общество продолжало свою гуманную деятельность, которая, однако, вызывала недовольство правящих кругов. Обществу было рекомендовано «самораспуститься», как исчерпавшему свои задачи. В июле 1945 г. Комитет вышел из состава Национального военного фонда и был переименован в Американское общество помощи России[53]. Общество планировало значительно увеличить свой бюджет на 1946 г. и в кооперации со знаменитым Толстовским фондом продолжить гуманитарные поставки в Россию, которой война нанесла колоссальный ущерб. Стране требовалась помощь в восстановлении разрушенной экономики и налаживании жизни гражданского населения. Одним из важных послевоенных проектов должно было стать строительство в СССР большого завода по производству пенициллина.
Подводя итоги деятельности Комитета за 1941-1945 гг., Картер привел следующие данные: «С момента основания Комитета до 1 августа 1945 г. в Советский Союз было поставлено разнообразных товаров на сумму 42 млн. 648 тыс. долл. В том числе: 3816 т лекарств, медпрепаратов и медицинских материалов – около 8 млн. долл., 590 тыс. штук комплектов для оказания первой медпомощи – 2 млн. долл., 708 тыс. штук верхней одежды (пальто и пр.) – 8400 тыс. долл., 170 тыс. костюмов, пиджаков – 2 500 тыс. долл., разнообразной одежды – 15 500 тыс. долл., 980 тыс. пар обуви – 2 млн. долл., 240 тыс. метров текстиля – 1 млн. долл., 200 тыс. одеял – 600 тыс. долл., 1098 т продуктов питания – 700 тыс. долл., 3900 т семян – 1 400 тыс. долл., 1300 штук швейных машин – 100 тыс. долл., 31 557 часов – 300 тыс. долл., разнообразных принадлежностей на сумму 300 тыс. долл. В настоящее время в пути находится товар на сумму в 5 млн. долл., а на предприятиях и складах готово к отправке изделий еще на 4 млн. долл… В 1946 г. мы планируем значительно увеличить нашу помощь и осуществить поставки на общую сумму в 25 млн. долл.»
29 августа 1945 г. в зале приемов Верховного Совета СССР состоялась церемония награждения орденами и медалями СССР деятелей американского Комитета «Помощь России в войне». В опубликованном тексте соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1945 г. говорилось: «За выдающиеся заслуги в проведении общественных мероприятий в Соединенных Штатах Америки по оказанию помощи населению Советского Союза в войне против общего врага наградить: орденом Трудового Красного Знамени председателя Комитета Помощи России в войне Эдварда Картера и исполнительного директора Фреда Майерса, медалью “За трудовое отличие” экономического директора Давида Вейнгарда и московского представителя Лео Грулио»
Для повышения эффективности американской помощи СССР летом 1945 г. в Москве был создан координационный комитет. В его руководство вошли председатель советского общества Красного креста и Красного полумесяца С.А. Колесников, председатель Всесоюзного общества культурной связи с заграницей В.С. Кеменов и директор В/О «Разноэкспорт» В.И. Свердлин. В подписанном 28 августа 1945 г. в Москве соглашении с Комитетом «Помощь России в войне» были детально проработаны юридические и технические вопросы взаимодействия американской и советской сторон.
Однако, деятельность Американского общества помощи России вскоре была свернута, и к 1946 г., в обстановке резкого ухудшения американо-советских отношений, связанного прежде всего с проблемами послевоенного устройства, оно фактически перестало существовать.
В 1941-1945 гг. советский пропагандистский аппарат и пресса немало сделали для создания позитивного образа союзников по оружию – США и Великобритании. В результате среди части советского народа, главным образом интеллигенции, возникли иллюзии относительно возможного послевоенного сотрудничества с либеральными державами антигитлеровской коалиции. Надежды эти не оправдались, а растянувшийся более чем на 40 лет период «холодной войны», когда главным врагом СССР объявлялся американский империализм, почти стер из памяти советского народа воспоминания о помощи, оказанной США своему союзнику по антигитлеровской коалиции по программе ленд-лиза. Деятельность Комитета «Помощь России в войне» – безвозмездная материальная помощь и моральная поддержка простых американцев – тем более не соответствовала идеологическим установкам, которые внедрялись в сознание советских людей на протяжении многих лет. Руководство США со своей стороны тоже, не жалея сил, раздувало огонь взаимной вражды между двумя ядерными державами. Сформированный у россиян взаимными усилиями противоборствующих сторон «образ врага» – американцев – оказался настолько живуч, что отрешиться от него трудно и поныне.
По материалам:
http://1863x.com/hungry-vata/
http://kontinentusa.com/komitet-pomoshh-rossii-v-vojne-amerikanskaya-gumanitarnaya-pomoshh-sssr-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/
http://russian7.ru/2014/08/kak-soyuzniki-pomogali-sssr-v-gody-vtor/
Комментариев нет:
Отправить комментарий