Страницы

суббота, 4 марта 2017 г.

Красный Террор ЭТА: убийство испанского премьер-министра Карреро Бланко

Убийство баскскими террористами адмирала Карреро Бланко, совершенное 20 декабря 1973 года, вызвало огромный резонанс в Испании и за ее пределами. И не только потому, что премьер-министров убивают не так уж часто. Поражало еще и то, что террористы сумели устроить взрыв в самом центре Мадрида на улице Клаудио Коэльо, в зоне, где особенно силен полицейский контроль (здесь находится посольство США). Преступники заложили в подземном тоннеле 50 кг динамита, от взрыва которого Dodge с адмиралом подкинуло почти на 40 метров, после чего машина перелетела через ближайшее 5-этажное здание и упала в его внутреннем дворе. О том, что непосредственными исполнителями этого теракта были боевики баскской террористической организации ЭТА, было объявлено на пресс-конференции во Франции 28 декабря. Однако с самого начала в Испании поговаривали, что за ЭТА стоит кто-то еще, кто использовал басков "втемную".


Наглые террористы


Баскские боевики к тому моменту уже пять лет занимались террором, главным образом против полицейских и военных, которых они "казнили" выстрелами в затылок из пистолета. Однако ни до 20 декабря 1973 года, ни после они не совершали столь сложного с технической точки зрения покушения. Уже тогда было ясно, что в убийстве адмирала имеется немало и других фактов, необъяснимых в рамках официальной версии. Обычно баскские боевики действуют мелкими боевыми группами от двух до пяти человек. А для подготовки убийства адмирала в Мадрид приехали более 30 человек, в том числе практически вся верхушка организации. Никогда больше в истории боевики ЭТА не действовали столь свободно и безнаказанно перед самым носом у полиции, в районе, который кишел агентами службы безопасности. Террористы, как выяснилось потом, постоянно мелькали на избранном для покушения месте на улице Клаудио Коэльо рядом с посольством США. Не затаились они даже тогда, когда за два дня до убийства адмирала в Испанию прибыл с визитом госсекретарь США Генри Киссинджер, избравший посольство своей резиденцией. Даже в эти дни боевики продолжали рыть туннель длиной в 15 метров и глубиной в 2,5 метра под улицей, по которой ежедневно проезжал Луис Карреро Бланко. Они заложили взрывчатку и провели к ней по улице электрический провод для дистанционного управления детонатором.


Остается неясным, как на протяжении месяцев никто из стражей порядка не обратил внимания на подозрительных провинциалов с характерной баскской внешностью. Их даже ни разу не останавливали для проверки документов, хотя в Испании тогда это было обычным делом. Террористы, обычно очень осторожные, чувствовали себя настолько уверенно, что регулярно тренировались в стрельбе в окрестностях Мадрида. А после убийства адмирала, хотя вся полиция была поставлена на ноги, террористы спокойно отсиделись в заблаговременно купленной квартире, после чего благополучно выскользнули из Мадрида — ни один из них не был обнаружен и арестован.

Не менее подозрительным было и то, что организаторы покушения на Карреро Бланко располагали очень крупными суммами, каких баски никогда не имели. Они не скупились покупать для своих целей квартиры, торговые помещения и автомобили.


Но это еще не все. Министр внутренних дел Испании Карлос Ариас Наварро, который должен был бы подать в отставку после того, как его подчиненным не удалось обеспечить безопасность премьера, на следующий день после покушения сам был назначен главой правительства вместо убитого адмирала, которого он не уберег. Еще одна деталь: генерал Франко, проронивший скупую мужскую слезу при известии о гибели самого близкого его соратника, в речи по случаю Рождества, комментируя гибель адмирала, сказал, что "нет худа без добра". После чего никто в Испании не удивлялся постоянно повторяемым безутешной вдовой адмирала Кармен Пичот словам о том, что ее мужа убрали "из-за политических интересов".

Таинственный незнакомец


Рассекреченные в 2003 году документы не дают ответов на все вопросы, однако вносят определенную ясность в события сорокалетней давности. Главное сенсационное открытие: подтверждено, что идея сначала похитить (чтобы добиться освобождения из тюрем своих товарищей), а затем убить председателя правительства Испании возникла вовсе не в недрах организации ЭТА, а была подсказана баскам внешними силами. Не скрывавшая левацких взглядов и симпатизировавшая баскским террористам известная в то время писательница Эва Форест (кстати, жена крупнейшего драматурга Альфонсо Састре, чьи пьесы в те годы ставились в Москве), передала руководству ЭТА в декабре 1972 года, что один ее знакомый, имя которого она назвать не может, желает передать организации очень важную информацию. Из Страны Басков в Мадрид приехал тогдашний руководитель ЭТА Хосе Мигель Беньаран, известный под кличкой Аргала. Он встретился в баре при гостинице "Минданао" на улице Франсиско-де-Салес с неким элегантно одетым и уверенным в себе господином лет 35, который не стал разговаривать с Аргалой, а только передал ему некий документ. Оказалось, что на бумаге нарисован маршрут следования Луиса Карреро Бланко в церковь, куда адмирал, бывший очень набожным человеком, являлся на утреннюю службу ровно в девять часов. Были и другие важные сведения. Как говорилось в справке, Карреро Бланко, считавший, что "все под Богом ходим", не придавал особого значения безопасности и не пользовался большим числом охранников: его сопровождал вооруженный шофер и один телохранитель.

Что за человек встречался с лидером ЭТА, так и не выяснено. Известен он был лишь двум действующим лицам этой истории — Хосе Мигелю Беньарану, который пять лет спустя был уничтожен испанскими спецслужбами, и Эве Форест. Однако она не раз заявляла, что человек, передавший Аргале бумагу, "никогда не существовал", а "если он и был, об этом никто никогда не узнает".

В рассекреченных бумагах хранились и другие удивительные тайны. Оказывается, спецслужбы и гражданская гвардия не раз предупреждали министра внутренних дел Карлоса Ариаса Наварро, что в Мадрид приехали баскские террористы, которые готовят покушение на Луиса Карреро Бланко. Однако никаких мер министром принято не было.

И совсем трагикомический случай произошел с испанским дипломатом Хосе Марией Альваресом де Сотомайором, работавшим в Париже. Он получил от французских коллег предложение поспособствовать передаче испанским властям нескольких находившихся на юге Франции участников покушения на Луиса Карреро Бланко. Дипломат сообщил об этом послу Испании во Франции Педро Кортине Маури. Тот отмахнулся: "Глупости все это!" Господина де Сотомайора такая реакция посла возмутила, и он решил обратиться с этим делом к самому министру иностранных дел. Но не успел, так как на этот пост был назначен Педро Кортина Маури.

Как считают испанские исследователи, в смерти премьера помимо басков были заинтересованы самые разные политические силы. Так, семья генерала Франко, оказывавшая на него большое влияние, ненавидела адмирала Карреро Бланко, так как тот всегда покровительствовал принцу Хуану Карлосу (нынешнему королю Испании). А семья не доверяла принцу, считая его слишком либеральным, и хотела, чтобы будущим королем Испании стал другой принц — Альфонсо Борбон-Дампьерре, который был женат на внучке генерала Франко Карменсите. Это было для них лучшей гарантией будущего. Но их планам мешал упрямый и несговорчивый адмирал.

Не меньше в устранении Карреро Бланко были заинтересованы те силы в испанском истеблишменте, которые надеялись на переход Испании к демократии после смерти генерала Франко — такому варианту адмирал также мешал. Эти силы пользовались поддержкой США и их союзников. Как сообщили газете El Mundo в связи с публикацией секретных документов бывшие сотрудники спецслужб Франко, человек, передавший Аргале при посредстве Эвы Форест роковую бумагу, был "связан с монархическими кругами в лице отца нынешнего короля Дона Хуана и американским посольством в Мадриде".

Испанский мученик Карреро Бланко


Луис Карреро Бланко в 1918 году окончил Королевскую Военно – морскую Академию (Escuela Naval Militar de Oficiales) в городе Марин, провинция Понтеверде (Pontevedra), Галисия. Получив по выпуску офицерское звание, принял боевое крещение в Рифской войне 1924 – 1926 годов, которую вели Испания и Франция против т. н. Рифской республики берберов. Что интересно, единственной страной, признавшей сию ублюдочную республику (образовавшие её племена восстали не только против европейских колонизаторов, но и против своего монарха - марокканского султана) была Совдепия. Так что можно сказать, что уже тогда Карреро Бланко начал свою борьбу с коммунизмом, сражаясь с союзниками большевиков.


После того, как вспыхнуло восстание испанских националистов против просоветского республиканского правительства, Луис Карреро Бланко поддержал мятежников. В июне 1937 году ему удалось проникнуть на территорию, контролируемую националистами. Там он был восторженно принят Каудильо Франко (они были друзьями и единомышленниками со времени знакомства в 1929 году) и назначен командовать мятежным флотом. Во время боевых действий славился своей беспощадностью к красным.

Когда республиканцы потерпели поражение и в Испании установилась диктатура генералиссимуса Франко, Карреро Бланко стал его ближайшим сподвижником и советником, особенно по вопросам строительства и оснащения ВМС. Он категорически возражал против какого – либо участия Испании во Второй Мировой войне на стороне стран Оси. Эта его позиция вызывала большое неудовольствие многих радикально настроенных членов правящей партии – «Национального движения» Фаланги. С 1940 по 1951 год он был секретарем президиума правительства, затем Франко придумал специально для него пост министра-секретаря. С этого момента и до конца своих дней Карреро Бланко оставался куратором всех секретных служб страны, возглавляя борьбу с красными террористами и сепаратистами.

Когда стареющий каудильо начал задумываться о судьбах созданного им режима, мысль его все чаще стала обращаться к своему верному другу и советнику, видя его продолжателем своего дела. В 1957 году Бланко назначен министром во франкистском правительстве.

И хотя Франко твёрдо решил, что после него государство должен возглавить наследственный монарх и во всеуслышание объявил об этом в июльском манифесте 1947 года, все же он инстинктивно питал недоверие к будущему королю, опасаясь, что тот может отойти от постулатов испанского национализма, воплощенных в политике единственной разрешенной партии — так называемого «Национального движения».

Так рождается идея: поставить рядом с королем, который лишь формально считался бы главой государства, «своего» человека, способного навязывать собственную волю и монарху, и всей стране. Закрывая очередную сессию кортесов 15 июля 1957 года, Луис Карреро Бланко сделал по прямому поручению Франко следующее заявление: «Когда каудильо не будет больше с нами, судьбами Испании будет вершить монархия. Не абсолютная и не либеральная, а традиционная, как при католических королях Изабелле и Фердинанде. И тот, кто станет олицетворением этой монархии, должен будет верно служить принципам «Национального движения».

В 1963 году Карреро Бланко получил звание вице – адмирала, в 1966 году – адмирала. В 1967 году, Франко создал для своего сподвижника должность заместителя председателя правительства (при несуществующем председателе, чьи функции со времен гражданской войны в качестве главы государства фактически выполнял сам диктатор).

Луис Карреро Бланко был глубоко верующим человеком, почтительно относился к римо – католическому духовенству, тесно сотрудничал с католической организацией Opus Dei.

В начале 50 – х годов во многом благодаря адмиралу Бланко, поставившему на ключевые посты в госаппарате технократов из Opus Dei, начинается либерализация испанской экономики (при сохранении авторитарного контроля в политической сфере). В страну начинали поступать иностранные инвестиции. Испания получает доступ к европейским рынкам, развивается экономическое сотрудничество с европейскими странами. Это опять вызвало неудовольствие фалангистов, сторонников автаркии, изоляционизма и синдикализма. Но ничего не могли сделать – адмирал пользовался безграничным доверием Каудильо – и смирились.

8 июня 1973 года Испания получила в лице Карреро Бланко первого за треть века председателя совета министров. Всё шло к тому, что Каудильо объявит адмирала своим преемником на посту главы государства. Это не могло не вызвать неудовольствия у многих могущественных противников франкистского режима.

По материалам:
http://tiropolk.livejournal.com/154295.html
http://www.kommersant.ru/doc/438471

Комментариев нет:

Отправить комментарий