Часто можно услышать, что СССР это было такое счастливое время, а вот 90-е с его разгулом бандитизма, это порождение именно пост-советского времени. На самом деле то, что происходило в 90-х, это именно порождение Советской власти с самого своего появления.
Учитывая, что большинство революционеров начала 20-го века имели за спиной тюремные сроки и ссылки, не все были теоретиками-идеологами. Некоторые сидели за террор. Другие, типа Джугашвили-Сталина или Котовского, со своими бандами занимались грабежами, разбоем и убийствами. Но считали себя политическими. И естественно оказавшись в местах не столь отдалённых, пересекаясь с криминалом и перенимая их повадки и привычки, обрастали новыми знакомствами.
И вот, в конце 19-го и начале 20-го века, в Петербург, как и в другие большие города стекалось огромное количество деревенской молодёжи, дезертиры и прочий сброд. Жизнь на сёлах и деревнях, особенно во время и после войны была голодной, бесперспективной, а в городах эта молодёжь, беспризорники и прочий подобный элемент сбивались в группы, и получили название из английской прессы того времени, - «Хулиганы».
Термин «хулиганы» впервые отмечен в России в печати в 1905 году, а в справочной литературе (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) — в 1909 году. Впрочем, ещё в1892 году был издан приказ петербургского градоначальника фон Валя, предписывавший полиции принять решительные меры против «хулиганов», под которыми он подразумевал «уличных бездельников, забавляющихся издевательствами над горожанами». В предреволюционной и постреволюционной России «хулиганство» было чем-то вроде полукриминальной молодёжной субкультуры.
Петербургские хулиганы объединялись в пять группировок: «владимирцы», «песковцы», «вознесенцы», «рощинцы» и «гайдовцы». В кармане непременно лежал финский нож или гиря, заменявшая кастет. Эти шайки были объединены строгой иерархией, имели общую кассу, суд и кодекс правил. «Журнал Министерства юстиции», писал, что уделом этих шаек было «праздношатайство днём и ночью с пением нецензурных песен и сквернословием, бросанием камней в окна, причинение домашним животным напрасных мучений, оказание неуважения родительской власти, администрации, духовенству; приставание к женщинам, мазание ворот дёгтем, избиение прохожих на улице, требование у них денег на водку с угрозами избить, вторжение в дома с требованием денег на водку, драки; истребление имущества, даже с поджогом, вырывание с корнем деревьев, цветов и овощей без использования их, мелкое воровство, растаскивание по бревнам срубов, приуготовленных для постройки». Кроме этого, они «отправляли естественные надобности среди публики, появлялись голыми, устраивали ложный вызов пожарных, срывали плакаты, портили памятники, ломали почтовые ящики, подпиливали телеграфные столбы…»
«Хулиганские» слои рабочего класса и люмпен-пролетариата сыграли заметную роль в событиях 1905—1907 годов (как со стороны черносотенцев, так и со стороны революции) и 1917 года. По мнению историка А. Днепровского, в событиях 1917 года активно участвовали члены всех хулиганских группировок Петербурга численностью до 2 тысяч человек. Хулиганскую эстетику рабочей молодёжи, получившей власть и оружие, передаёт поэма Блока «Двенадцать».
И к 1917-му году, мутные волны прибили в ряды разных партий, огромное количество криминального элемента. И вот в этих сточных водах на поверхность власти и всплыли большевики. Именно эту агрессивную молодёжь использовали впрямую «авторитетные» революционеры…
И это не сложно понять. Кого они могли поддерживать, генералов или офицеров которые ассоциировались у них с «мусорами» того времени и жирующим-шикующим режимом?
И именно они вдохновили Есенина и Маяковского на некоторые образы их произведений…
Следующая волна новых хулиганов активизировалась после гражданской войны. Дети убитых, расстрелянных и отправленных в лагеря, проявились во времена НЭПа. Причём уже более криминализованные.
В годы НЭПа наблюдается резкий взлёт хулиганства: по данным НКВД, на 10 000 человек в РСФСР приходилось зафиксированных хулиганских действий, рассматривавшихся как преступные: в 1925 году — 3,2, в1926 году — 16, 7, а в 1927 году — 25, 2 случаев. Разгул хулиганов в 20-е годы делал некоторые улицы непроходимыми в ночное время; в некоторых городах после наступления темноты милиция боялась появляться в рабочих кварталах.
Вооружены хулиганы были финками, гирями, кастетами; «шпалер» (револьвер) считался высшим шиком. Многие тогдашние хулиганы не мылись, ходили в грязной одежде. Для речи хулигана было характерны употребление нецензурной брани и воровского жаргона; песни, именуемые ныне «блатными», в 1920-е годы были известны под именем «хулиганских».
Хулиганы обычно действовали шайками. В 1920-х гг. возникают «кружки хулиганов» («Общество „долой невинность“», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.). Хулиганские кружки («Топтательный комитет», «Шайка хулиганов» и т. п.) образовывались и в школах в некоторых из которых избирались бюро и платились членские взносы. Администрация 25-й школы Пензы даже была вынуждена на некоторое время закрыть школу из страха перед террором хулиганов.
В Ленинграде наиболее хулиганским районом считалась Лиговка (где находилось, в частности, пресловутое ГОП — Городское общежитие пролетариата, давшее название гопникам), на самой же Лиговке наиболее знаменит был район Чубарова (ныне Транспортного) переулка, где группировалась шайка «чубаровцев». Вслед за чубаровцами по степени известности шли «пряжкинская» группировка (район реки Пряжки), «покровская» (район нынешней пл. Тургенева) группа со «Светлой ленты» (район кинотеатра «Баррикада»).
В 1925 году «Красная звезда» так описывала «специализацию» ленинградских хулиганских группировок: «Охтенские бьют стекла, срывают вывески, выворачивают фонари, мажут ворота и стены. Гаванпольские нападают на прохожих. Балтийские специализируются на собачонках и кошках, которых подвешивают к окнам, чтобы пищали, и на преследовании подростков. Тамбовские практикуют в пивных и клубах». В Москве, Замосковречье терроризировала банда некоего Васьки Рыло.
Описывая новосибирских хулиганов конца 20-х — начала 30-х гг., новосибирский старожил рассказывал:
«Причастны к этому были молодые, здоровые парни, их называли „бакланы“, они определенно выглядели и своеобразно одевались: на ногах начищенные хромовые сапоги, собранные гармошкой, штаны, заправленные в них, с напуском, кепка „капитанка“ набок, белая или цветная рубашка, поясок с кисточкой и пиджак. Они были, как правило, вооружены: за голенищем нож. Вечером и по ночам ходили с железной тростью, с цепями, с гирьками на крепком шнуре. Вражда была коллективная, улица на улицу и более крупные драки: те, которые жили в городе до линии, считались „городскими“, а те, кто за железной дорогой, у улицы Свободы, звались „залинскими“. Схватки между этими партиями хулиганов, особенно вечером и в ночное время, были дикими, жестокими, со смертельным исходом или тяжкими увечьями.»
Обычными проявлениями хулиганства были безмотивные избиения и даже убийства прохожих. Очень распространено было сексуальное насилие. Любимым развлечением хулиганов было устройство «тюльпана»: пойманной девушке завязывали её юбку над головой и бросали в кусты ногами кверху. Нередки были массовые изнасилования, или «чубаровщина» — по резонансному «чубаровскому делу» 1926 года, когда трое молодых рабочих ленинградского завода «Кооператор» поймали в Чубаровом переулке 20-летнюю девушку-рабфаковку Любовь Белову, затащили через дырку в заборе в заводской сад «Кооператора» (он же «Сан-Галли», по старому названию завода) и на протяжении нескольких часов вместе со своими дружками подвергали массовому изнасилованию; всего в оргии приняло участие до 40 человек, включая 9 комсомольцев и 1 кандидата в члены ВКП(б).
Шайки хулиганов действовали не только на улицах — они могли врываться в клубы, пивные, кинотеатры, театры, устраивая дебоши и избивая присутствующих: «З……., 18 лет, с шестью рабочими подростками заводов ворвался в рабочий клуб, буйствовал, бросал кирпичами, ругался, избивал пионеров и служащих», «во время спектакля шайка врывалась в зал, учиняя здесь драки и терроризируя посетителей клуба; это проходило систематически и организованно». Из хулиганских побуждений совершались и более тяжкие преступления, даже с политическим оттенком. Так, в Казани хулиганы сорвали агитационный полёт, закидав палками и камнями самолёт и пилота «Осавиахима», в Новосибирске разогнали комсомольскую демонстрацию, а в Пензенской губернии разбирали железнодорожное полотно и подкладывали шпалы на пути проходивших поездов, устроив таким образом несколько железнодорожных катастроф…
Поначалу Советская власть, хотя и ввела в 1922 году статью «Хулиганство» в Уголовный кодекс, предусматривающей исправительные работы или до года тюрьмы, но в целом снисходительно относилась к хулиганам, как к несознательному, но классово близкому элементу.
Переломным явилось «чубаровское дело» 1926 году, после которого была окончательно осознана опасность явления: пятерых «чубаровцев» приговорили к расстрелу, остальные получили до 10 лет заключения и были сосланы в Соловки (этого, однако, власти добились, лишь произвольно квалифицировав преступление как «политический бандитизм», на том основании, что пострадавшая была рабфаковкой). Чубаровский процесс носил образцово-показательный характер, и его принципиальную политическую подоплёку «Ленинградская правда» выразила следующим образом: «Значение этого процесса в том, что ребром поставлен вопрос: кто поведёт за собой нашу молодёжь — Павел Кочергин <организатор изнасилования> и его товарищи или советская общественность, союзы, комсомол».
Следует отметить, что хулиганы пытались мстить: участились избиения милиционеров и изнасилования, были сожжены завод «Кооператор» и склады Октябрьской железной дороги, вскоре милиция раскрыла «Союз советских хулиганов», в котором состояло до 100 человек. Однако эти попытки сопротивления были жестко подавлены. С этим событием связаны изменения в УК, ужесточающие наказание за хулиганство. Для борьбы с хулиганством стали применяться рабочие дружины, вечерние и ночные облавы и даже высылка и ссылка хулиганов в административном порядке через органы ОГПУ. В результате, к 1941 году хулиганство в советских городах сошло на нет, чтобы вновь широко проявиться в послевоенные годы.
Но сколько бы не создавали власти, - пионеров, комсомольцев, и прочих, но и это не помогло…
Сложившаяся обстановка после войны, - голод, разруха, беспризорщина вновь дали знать о себе.
Но только это ли являлось созданием подобных ситуаций? А может катализатором была сама Советская власть, истреблявшая их родителей, сажавшая их в ГУЛАГ? И породившая организованную преступность, путем потакания криминальным элементам перед политическими?
Гагарин в космос слетал, появилось два канала на ТВ, нефть взлетела, Брежнев друг советского народа. Но что-то всё равно не так… Итак, - 70-е… И снова бунтующая молодёжь, но уже крепко спевшаяся с криминалом, после того как пол-страны из ГУЛАГА вышло…
Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов — района завода «Теплоконтроль» города Казань. В те годы Казань была поделена между молодёжными преступными группировками, такими, как, например, «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка», «Ново-татарская слобода» и другие, которые также получали своё название по району проживания их членов. В группировку вошли ученики или выпускники двух местных школ — 114-й и 48-й.
Численность банды «Тяп-Ляп» составляла порядка 300 человек (или до 500 человек). У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие, в том числе зарубежного производства. Фирменным знаком ОПГ «Тяп-Ляп» являлся рисунок в виде трёхзубчатой короны и двух букв «Т» и «К», что означало «Теплоконтроль».
Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР.
Они открыли подпольный спортивный зал, в простонародье «качалку». Роль штанг в ней играли батареи отопления, гантель — утюги, а турника — водопроводная труба. Это было единственным местом, куда по вечерам могли прийти подростки, поэтому власти не закрывали её, не зная что на самом деле творится в «качалке».
Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить, не курить, своих не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль». Был у членов группировки и свой транспорт — мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные.
Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков. Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств.
С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных."
И это не 90-е, а самые советские 70-е... А вот еще..
«Хади Такташ» — одна из самых известных российских ОПГ, которая возникла ещё в конце 1970-х годов и была ликвидирована лишь спустя 20 лет. Название происходило от улицы, на которой жили члены группировки. Часть из её членов уже успела отбыть тюремные заключения. Вначале это были подростки, которые на первых порах ограничивались нападениями на прохожих и драками с другими молодежными бандами. Период возвышения пришёлся на начало 1990-х годов — распад СССР и становление рыночной экономики.
А уже к 90-м, КГБ вдруг решило использовать для различных целей подобные группировки... Именно в то время и появились любера...
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гопники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хулиганство
http://vysockiy.ouc.ru/chernaya-svecha.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тяп-Ляп
https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбольные_хулиганы
Учитывая, что большинство революционеров начала 20-го века имели за спиной тюремные сроки и ссылки, не все были теоретиками-идеологами. Некоторые сидели за террор. Другие, типа Джугашвили-Сталина или Котовского, со своими бандами занимались грабежами, разбоем и убийствами. Но считали себя политическими. И естественно оказавшись в местах не столь отдалённых, пересекаясь с криминалом и перенимая их повадки и привычки, обрастали новыми знакомствами.
И вот, в конце 19-го и начале 20-го века, в Петербург, как и в другие большие города стекалось огромное количество деревенской молодёжи, дезертиры и прочий сброд. Жизнь на сёлах и деревнях, особенно во время и после войны была голодной, бесперспективной, а в городах эта молодёжь, беспризорники и прочий подобный элемент сбивались в группы, и получили название из английской прессы того времени, - «Хулиганы».
Чем же они занимались?
Термин «хулиганы» впервые отмечен в России в печати в 1905 году, а в справочной литературе (Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) — в 1909 году. Впрочем, ещё в1892 году был издан приказ петербургского градоначальника фон Валя, предписывавший полиции принять решительные меры против «хулиганов», под которыми он подразумевал «уличных бездельников, забавляющихся издевательствами над горожанами». В предреволюционной и постреволюционной России «хулиганство» было чем-то вроде полукриминальной молодёжной субкультуры.
Петербургские хулиганы объединялись в пять группировок: «владимирцы», «песковцы», «вознесенцы», «рощинцы» и «гайдовцы». В кармане непременно лежал финский нож или гиря, заменявшая кастет. Эти шайки были объединены строгой иерархией, имели общую кассу, суд и кодекс правил. «Журнал Министерства юстиции», писал, что уделом этих шаек было «праздношатайство днём и ночью с пением нецензурных песен и сквернословием, бросанием камней в окна, причинение домашним животным напрасных мучений, оказание неуважения родительской власти, администрации, духовенству; приставание к женщинам, мазание ворот дёгтем, избиение прохожих на улице, требование у них денег на водку с угрозами избить, вторжение в дома с требованием денег на водку, драки; истребление имущества, даже с поджогом, вырывание с корнем деревьев, цветов и овощей без использования их, мелкое воровство, растаскивание по бревнам срубов, приуготовленных для постройки». Кроме этого, они «отправляли естественные надобности среди публики, появлялись голыми, устраивали ложный вызов пожарных, срывали плакаты, портили памятники, ломали почтовые ящики, подпиливали телеграфные столбы…»
«Хулиганские» слои рабочего класса и люмпен-пролетариата сыграли заметную роль в событиях 1905—1907 годов (как со стороны черносотенцев, так и со стороны революции) и 1917 года. По мнению историка А. Днепровского, в событиях 1917 года активно участвовали члены всех хулиганских группировок Петербурга численностью до 2 тысяч человек. Хулиганскую эстетику рабочей молодёжи, получившей власть и оружие, передаёт поэма Блока «Двенадцать».
И к 1917-му году, мутные волны прибили в ряды разных партий, огромное количество криминального элемента. И вот в этих сточных водах на поверхность власти и всплыли большевики. Именно эту агрессивную молодёжь использовали впрямую «авторитетные» революционеры…
И это не сложно понять. Кого они могли поддерживать, генералов или офицеров которые ассоциировались у них с «мусорами» того времени и жирующим-шикующим режимом?
И именно они вдохновили Есенина и Маяковского на некоторые образы их произведений…
Следующая волна новых хулиганов активизировалась после гражданской войны. Дети убитых, расстрелянных и отправленных в лагеря, проявились во времена НЭПа. Причём уже более криминализованные.
В годы НЭПа наблюдается резкий взлёт хулиганства: по данным НКВД, на 10 000 человек в РСФСР приходилось зафиксированных хулиганских действий, рассматривавшихся как преступные: в 1925 году — 3,2, в1926 году — 16, 7, а в 1927 году — 25, 2 случаев. Разгул хулиганов в 20-е годы делал некоторые улицы непроходимыми в ночное время; в некоторых городах после наступления темноты милиция боялась появляться в рабочих кварталах.
Вооружены хулиганы были финками, гирями, кастетами; «шпалер» (револьвер) считался высшим шиком. Многие тогдашние хулиганы не мылись, ходили в грязной одежде. Для речи хулигана было характерны употребление нецензурной брани и воровского жаргона; песни, именуемые ныне «блатными», в 1920-е годы были известны под именем «хулиганских».
Хулиганы обычно действовали шайками. В 1920-х гг. возникают «кружки хулиганов» («Общество „долой невинность“», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.). Хулиганские кружки («Топтательный комитет», «Шайка хулиганов» и т. п.) образовывались и в школах в некоторых из которых избирались бюро и платились членские взносы. Администрация 25-й школы Пензы даже была вынуждена на некоторое время закрыть школу из страха перед террором хулиганов.
И именно в то время, появляются они, - легендарные гопники.
В Ленинграде наиболее хулиганским районом считалась Лиговка (где находилось, в частности, пресловутое ГОП — Городское общежитие пролетариата, давшее название гопникам), на самой же Лиговке наиболее знаменит был район Чубарова (ныне Транспортного) переулка, где группировалась шайка «чубаровцев». Вслед за чубаровцами по степени известности шли «пряжкинская» группировка (район реки Пряжки), «покровская» (район нынешней пл. Тургенева) группа со «Светлой ленты» (район кинотеатра «Баррикада»).
В 1925 году «Красная звезда» так описывала «специализацию» ленинградских хулиганских группировок: «Охтенские бьют стекла, срывают вывески, выворачивают фонари, мажут ворота и стены. Гаванпольские нападают на прохожих. Балтийские специализируются на собачонках и кошках, которых подвешивают к окнам, чтобы пищали, и на преследовании подростков. Тамбовские практикуют в пивных и клубах». В Москве, Замосковречье терроризировала банда некоего Васьки Рыло.
Описывая новосибирских хулиганов конца 20-х — начала 30-х гг., новосибирский старожил рассказывал:
«Причастны к этому были молодые, здоровые парни, их называли „бакланы“, они определенно выглядели и своеобразно одевались: на ногах начищенные хромовые сапоги, собранные гармошкой, штаны, заправленные в них, с напуском, кепка „капитанка“ набок, белая или цветная рубашка, поясок с кисточкой и пиджак. Они были, как правило, вооружены: за голенищем нож. Вечером и по ночам ходили с железной тростью, с цепями, с гирьками на крепком шнуре. Вражда была коллективная, улица на улицу и более крупные драки: те, которые жили в городе до линии, считались „городскими“, а те, кто за железной дорогой, у улицы Свободы, звались „залинскими“. Схватки между этими партиями хулиганов, особенно вечером и в ночное время, были дикими, жестокими, со смертельным исходом или тяжкими увечьями.»
Обычными проявлениями хулиганства были безмотивные избиения и даже убийства прохожих. Очень распространено было сексуальное насилие. Любимым развлечением хулиганов было устройство «тюльпана»: пойманной девушке завязывали её юбку над головой и бросали в кусты ногами кверху. Нередки были массовые изнасилования, или «чубаровщина» — по резонансному «чубаровскому делу» 1926 года, когда трое молодых рабочих ленинградского завода «Кооператор» поймали в Чубаровом переулке 20-летнюю девушку-рабфаковку Любовь Белову, затащили через дырку в заборе в заводской сад «Кооператора» (он же «Сан-Галли», по старому названию завода) и на протяжении нескольких часов вместе со своими дружками подвергали массовому изнасилованию; всего в оргии приняло участие до 40 человек, включая 9 комсомольцев и 1 кандидата в члены ВКП(б).
Шайки хулиганов действовали не только на улицах — они могли врываться в клубы, пивные, кинотеатры, театры, устраивая дебоши и избивая присутствующих: «З……., 18 лет, с шестью рабочими подростками заводов ворвался в рабочий клуб, буйствовал, бросал кирпичами, ругался, избивал пионеров и служащих», «во время спектакля шайка врывалась в зал, учиняя здесь драки и терроризируя посетителей клуба; это проходило систематически и организованно». Из хулиганских побуждений совершались и более тяжкие преступления, даже с политическим оттенком. Так, в Казани хулиганы сорвали агитационный полёт, закидав палками и камнями самолёт и пилота «Осавиахима», в Новосибирске разогнали комсомольскую демонстрацию, а в Пензенской губернии разбирали железнодорожное полотно и подкладывали шпалы на пути проходивших поездов, устроив таким образом несколько железнодорожных катастроф…
Пытались ли с ними бороться? Пытались…
Поначалу Советская власть, хотя и ввела в 1922 году статью «Хулиганство» в Уголовный кодекс, предусматривающей исправительные работы или до года тюрьмы, но в целом снисходительно относилась к хулиганам, как к несознательному, но классово близкому элементу.
Переломным явилось «чубаровское дело» 1926 году, после которого была окончательно осознана опасность явления: пятерых «чубаровцев» приговорили к расстрелу, остальные получили до 10 лет заключения и были сосланы в Соловки (этого, однако, власти добились, лишь произвольно квалифицировав преступление как «политический бандитизм», на том основании, что пострадавшая была рабфаковкой). Чубаровский процесс носил образцово-показательный характер, и его принципиальную политическую подоплёку «Ленинградская правда» выразила следующим образом: «Значение этого процесса в том, что ребром поставлен вопрос: кто поведёт за собой нашу молодёжь — Павел Кочергин <организатор изнасилования> и его товарищи или советская общественность, союзы, комсомол».
Зачтение приговора на Чубаровском процессе |
Следует отметить, что хулиганы пытались мстить: участились избиения милиционеров и изнасилования, были сожжены завод «Кооператор» и склады Октябрьской железной дороги, вскоре милиция раскрыла «Союз советских хулиганов», в котором состояло до 100 человек. Однако эти попытки сопротивления были жестко подавлены. С этим событием связаны изменения в УК, ужесточающие наказание за хулиганство. Для борьбы с хулиганством стали применяться рабочие дружины, вечерние и ночные облавы и даже высылка и ссылка хулиганов в административном порядке через органы ОГПУ. В результате, к 1941 году хулиганство в советских городах сошло на нет, чтобы вновь широко проявиться в послевоенные годы.
Но сколько бы не создавали власти, - пионеров, комсомольцев, и прочих, но и это не помогло…
Сложившаяся обстановка после войны, - голод, разруха, беспризорщина вновь дали знать о себе.
Но только это ли являлось созданием подобных ситуаций? А может катализатором была сама Советская власть, истреблявшая их родителей, сажавшая их в ГУЛАГ? И породившая организованную преступность, путем потакания криминальным элементам перед политическими?
И вот наступило казалось время «счастливого социализма».
Гагарин в космос слетал, появилось два канала на ТВ, нефть взлетела, Брежнев друг советского народа. Но что-то всё равно не так… Итак, - 70-е… И снова бунтующая молодёжь, но уже крепко спевшаяся с криминалом, после того как пол-страны из ГУЛАГА вышло…
Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов — района завода «Теплоконтроль» города Казань. В те годы Казань была поделена между молодёжными преступными группировками, такими, как, например, «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка», «Ново-татарская слобода» и другие, которые также получали своё название по району проживания их членов. В группировку вошли ученики или выпускники двух местных школ — 114-й и 48-й.
Численность банды «Тяп-Ляп» составляла порядка 300 человек (или до 500 человек). У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие, в том числе зарубежного производства. Фирменным знаком ОПГ «Тяп-Ляп» являлся рисунок в виде трёхзубчатой короны и двух букв «Т» и «К», что означало «Теплоконтроль».
Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР.
Они открыли подпольный спортивный зал, в простонародье «качалку». Роль штанг в ней играли батареи отопления, гантель — утюги, а турника — водопроводная труба. Это было единственным местом, куда по вечерам могли прийти подростки, поэтому власти не закрывали её, не зная что на самом деле творится в «качалке».
Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить, не курить, своих не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль». Был у членов группировки и свой транспорт — мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные.
Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков. Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств.
С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных."
И это не 90-е, а самые советские 70-е... А вот еще..
«Хади Такташ» — одна из самых известных российских ОПГ, которая возникла ещё в конце 1970-х годов и была ликвидирована лишь спустя 20 лет. Название происходило от улицы, на которой жили члены группировки. Часть из её членов уже успела отбыть тюремные заключения. Вначале это были подростки, которые на первых порах ограничивались нападениями на прохожих и драками с другими молодежными бандами. Период возвышения пришёлся на начало 1990-х годов — распад СССР и становление рыночной экономики.
А уже к 90-м, КГБ вдруг решило использовать для различных целей подобные группировки... Именно в то время и появились любера...
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гопники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Хулиганство
http://vysockiy.ouc.ru/chernaya-svecha.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тяп-Ляп
https://ru.wikipedia.org/wiki/Футбольные_хулиганы
Комментариев нет:
Отправить комментарий