20 апреля 1978 в районе Кольского полуострова границу СССР пересек пассажирский лайнер "Боинг-707" южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines. Самолет выполнял рейс № 902 "Париж-Сеул" с дозаправкой в Анкоридже (Аляска). "Боинг" благополучно пролетел над Британией, Атлантикой и уже достиг Гренландии, когда в нем сломалось навигационное оборудование: по одним данным, гирокомпас, по другим - ошибки в вычислениях допустили сами пилоты.
Как потом официально объясняла сама авиакомпания, команда при подсчетах использовал неверные значения магнитного склонения (дело происходило как раз над северным магнитным полюсом). В результате этих ошибок гигантский лайнер из 109 людьми на борту начал осуществлять разворот направо. Заложив огромную плавную дугу, он наконец полетел фактически обратно на юг - через Шпицеберген в направлении финско-советской границы.
Самолет был обнаружен радарами системы ПВО СССР за 400 км до советских вод: "курсом на Мурманск идет самолет с большой радиолокационной отметкой без позывного "я - свой". Сначала офицеры противовоздушных сил подумали, что это возвращается с задания самолет морской авиации, экипаж которого забыл изменить код опознавательных систем. Пока звонили туда-сюда по вертикалям уполномоченных лиц (там говорили, что это Ан-12 возвращается из Баренцева моря, то морской разведчик Ту-95), самолет вошел в воздушное пространство СССР. "Сюрприз ждал меня, когда я стал слушать эфир, - вспоминал летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков. - Такой шум стоял! Я слышал и Мурманск, и Петрозаводск. Все кричат, все что-то командуют..."
Когда "Боинг" уже был над территорией Кольского полуострова, на его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.
Далее показания сторон разнятся.
Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не слева, как того требуют правила Международной Организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что сбавил скорость и включил навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми (Финляндия).
Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку на ближайшем аэродроме. Босов сначала доложил, что видит на "Боинге" кленовый листок, что вызвало ажиотаж на земле - канадский (т.е. НАТОвский), возможно, военный самолет над территорией СССР!
Но за несколько минут советский истребитель уточнил увиденное. "Босов заходит ему в хвост, подходит поближе и говорит:" На борту полоса - что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями! ", - Рассказал тогдашний командир 21-го корпуса ПВО Владимир Царьков. - Понятно - гражданский самолет ".
После маневров рядом с советским истребителем "Боинг" начал поворачивать вправо - в сторону финской границы. Вот как описывал то, что было дальше, Царьков:
"От границы с Финляндией он находился на расстоянии максимум 80 километров. На скорости 900 - это 6 минут полета. Итак, максимум за шесть минут надо было решить вопрос ...
Даю команду: "Босов, снижайся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади". Второму Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу - может же не получиться.
Звоню генералу Дмитриеву: "Товарищ командующий, он повернул в Финляндию. Если мы сейчас не примем меры, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!". Командующий спрашивает: "Твое предложение, Царьков? Как сбивать?" - "Очень просто!" - "Решение утверждаю!" Я говорю: "Понял -" решение утверждаю! "
Беру трубку: "Босов, слышишь меня?" - "Слышу!" - "Приказываю: уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!" Он: "Что? Сбивать его?" Я говорю: "Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!"
Согласно данным американского радиоперехвата, пилот Босов пытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, обломками заклинило турбину одного из четырех двигателей.
Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9 км и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный "Боинг". Босов тоже не мог обнаружить следов пожара на земле.
На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла лайнера - это кусок планировал с высокой скоростью и был воспринят советскими офицерами по крылатую ракету или кассету со шпионским оборудованием. Эту цель итоге сбил упомянутый в начале повествования Слободчиков.
В течение следующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, в 23 часа 5 минут приземлился на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.
Финские источники сообщают, что в течение всего этого времени советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Но тот же Царьков говорит, что в итоге самолет обнаружил еще один поднятый на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефова.
Пилот пытался показать корейцу дорогу к аэропорту Африканда, но тот отстал от истребителя и наконец сел на замерзшее озеро. Сам Керефов вспоминал, что едва не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил "Боинг" приземлиться на лед Корпиярви.
21 апреля на место происшествия прибыла комиссия из Москвы. К обнаруженному на берегу озера лайнера начали прибывать советские вертолеты. Всех 107 уцелевших пассажиров были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров. 23 апреля 1978 в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и переправила их в Хельсинки.
Свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова: "Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём… Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь носом и из ушей."
Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны в связи с проведенным расследованием в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Их выслали за пределы Советского Союза. 30 апреля 1978 было обнародовано заявление ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные из удаленных из самолета черных ящиков.
СССР предъявил Южной Корее счёт на 100 тыс. долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Сам самолет был разобран — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации, и вывезен по частям вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшский заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома Войск ПВО Евгений Савицкий. Шпионского оборудования не нашли, зато советских инженеров заинтересовали мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.
Никого из пилотов и командиров, которые приняли решение сбить нарушителя государственной границы, официально не наградили. Никто также не был наказан, действия ПВО были признаны правильными. Согласно одному источнику, ответственный за приказ об уничтожении лайнера не был найден, так как запись переговоров на магнитной ленте оказалась стёрта; по другим данным, ответственность за решение была взята на себя генералом Дмитриевым.
Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 сбил над Сахалином "Боинг-747" все той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс "Нью-Йорк Анкоридж-Сеул", и также отклонился от курса, войдя в советское воздушное пространство над Сахалином. Все 269 человек на борту лайнера погибли.
Как потом официально объясняла сама авиакомпания, команда при подсчетах использовал неверные значения магнитного склонения (дело происходило как раз над северным магнитным полюсом). В результате этих ошибок гигантский лайнер из 109 людьми на борту начал осуществлять разворот направо. Заложив огромную плавную дугу, он наконец полетел фактически обратно на юг - через Шпицеберген в направлении финско-советской границы.
Самолет был обнаружен радарами системы ПВО СССР за 400 км до советских вод: "курсом на Мурманск идет самолет с большой радиолокационной отметкой без позывного "я - свой". Сначала офицеры противовоздушных сил подумали, что это возвращается с задания самолет морской авиации, экипаж которого забыл изменить код опознавательных систем. Пока звонили туда-сюда по вертикалям уполномоченных лиц (там говорили, что это Ан-12 возвращается из Баренцева моря, то морской разведчик Ту-95), самолет вошел в воздушное пространство СССР. "Сюрприз ждал меня, когда я стал слушать эфир, - вспоминал летчик 265-го истребительного авиационного полка Сергей Слободчиков. - Такой шум стоял! Я слышал и Мурманск, и Петрозаводск. Все кричат, все что-то командуют..."
Когда "Боинг" уже был над территорией Кольского полуострова, на его перехват был направлен истребитель Су-15 под управлением капитана Александра Босова.
Далее показания сторон разнятся.
Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик приблизился к его самолету с правой стороны (а не слева, как того требуют правила Международной Организации гражданской авиации - ICAO). Капитан утверждает, что сбавил скорость и включил навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней управления воздушным движением в Рованиеми (Финляндия).
Согласно официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от выполнения требования совершить посадку на ближайшем аэродроме. Босов сначала доложил, что видит на "Боинге" кленовый листок, что вызвало ажиотаж на земле - канадский (т.е. НАТОвский), возможно, военный самолет над территорией СССР!
Но за несколько минут советский истребитель уточнил увиденное. "Босов заходит ему в хвост, подходит поближе и говорит:" На борту полоса - что-то написано китайскими иероглифами, а на хвосте не кленовый лист, а большой красный аист с распростертыми крыльями! ", - Рассказал тогдашний командир 21-го корпуса ПВО Владимир Царьков. - Понятно - гражданский самолет ".
После маневров рядом с советским истребителем "Боинг" начал поворачивать вправо - в сторону финской границы. Вот как описывал то, что было дальше, Царьков:
"От границы с Финляндией он находился на расстоянии максимум 80 километров. На скорости 900 - это 6 минут полета. Итак, максимум за шесть минут надо было решить вопрос ...
Даю команду: "Босов, снижайся, выпускай тормозные щитки и занимай позицию для атаки сзади". Второму Су-15 приказываю навести после атаки Босова в переднюю полусферу - может же не получиться.
Звоню генералу Дмитриеву: "Товарищ командующий, он повернул в Финляндию. Если мы сейчас не примем меры, он уйдет, ну и тогда нам всем кердык!". Командующий спрашивает: "Твое предложение, Царьков? Как сбивать?" - "Очень просто!" - "Решение утверждаю!" Я говорю: "Понял -" решение утверждаю! "
Беру трубку: "Босов, слышишь меня?" - "Слышу!" - "Приказываю: уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!" Он: "Что? Сбивать его?" Я говорю: "Повторяю! Уничтожить нарушителя воздушной границы Советского Союза залпом!"
Согласно данным американского радиоперехвата, пилот Босов пытался убедить командование отменить приказ, однако после подтверждения выпустил по лайнеру две ракеты P-60. Первая из них прошла мимо цели, а вторая взорвалась, оторвав часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив осколками двух пассажиров. Кроме того, обломками заклинило турбину одного из четырех двигателей.
Из-за разгерметизации салона лайнер начал экстренное снижение с высоты 9 км и исчез с экранов радаров советской системы ПВО. Советские пилоты также потеряли в облаках поврежденный "Боинг". Босов тоже не мог обнаружить следов пожара на земле.
На экране радаров осталась только отметка оторванного крыла лайнера - это кусок планировал с высокой скоростью и был воспринят советскими офицерами по крылатую ракету или кассету со шпионским оборудованием. Эту цель итоге сбил упомянутый в начале повествования Слободчиков.
В течение следующего часа аварийный рейс 902 пролетел на низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток, в 23 часа 5 минут приземлился на лед озера Корпиярви, уже на территории Карелии.
Финские источники сообщают, что в течение всего этого времени советская ПВО не имела никакой информации о судьбе и местонахождении самолета. Но тот же Царьков говорит, что в итоге самолет обнаружил еще один поднятый на перехват истребитель под командованием Анатолия Керефова.
Пилот пытался показать корейцу дорогу к аэропорту Африканда, но тот отстал от истребителя и наконец сел на замерзшее озеро. Сам Керефов вспоминал, что едва не силой, прямо таки положив крыло на крыло, заставил "Боинг" приземлиться на лед Корпиярви.
21 апреля на место происшествия прибыла комиссия из Москвы. К обнаруженному на берегу озера лайнера начали прибывать советские вертолеты. Всех 107 уцелевших пассажиров были доставлены в город Кемь, где их разместили в гарнизонном Доме офицеров. 23 апреля 1978 в мурманском аэропорту иностранцев передали представителям генерального консульства США в Ленинграде и авиакомпании Pan American, которая и переправила их в Хельсинки.
Свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова: "Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём… Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь носом и из ушей."
Командир корабля Ким Чанг Ки и штурман были задержаны в связи с проведенным расследованием в Союзе. Они признали свою вину и обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Их выслали за пределы Советского Союза. 30 апреля 1978 было обнародовано заявление ТАСС об инциденте в Карелии. СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента с международными экспертами и не предоставил данные из удаленных из самолета черных ящиков.
СССР предъявил Южной Корее счёт на 100 тыс. долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Сам самолет был разобран — авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации, и вывезен по частям вертолетом Ми-6 на баржу в Кандалакшский заливе. Пилотскую кабину обследовал лично заместитель главкома Войск ПВО Евгений Савицкий. Шпионского оборудования не нашли, зато советских инженеров заинтересовали мощная аварийная радиостанция, сотовые наполнители крыльев и система слива топлива.
Никого из пилотов и командиров, которые приняли решение сбить нарушителя государственной границы, официально не наградили. Никто также не был наказан, действия ПВО были признаны правильными. Согласно одному источнику, ответственный за приказ об уничтожении лайнера не был найден, так как запись переговоров на магнитной ленте оказалась стёрта; по другим данным, ответственность за решение была взята на себя генералом Дмитриевым.
Через 5 лет такой же перехватчик Су-15 в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 сбил над Сахалином "Боинг-747" все той же авиакомпании Korean Air Lines. Южнокорейский лайнер выполнял рейс "Нью-Йорк Анкоридж-Сеул", и также отклонился от курса, войдя в советское воздушное пространство над Сахалином. Все 269 человек на борту лайнера погибли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий