12 августа 1952 года по сфабрикованному делу о Еврейском антифашистском комитете были расстреляны 13 человек.
После начала Великой Отечественной войны в СССР было создано несколько антифашистских комитетов, целями которых стали формирование мирового общественного мнения и помощь Советскому Союзу. В конце августа 1941 года с призывом о спасении страны к евреям обратились писатель Давид Бергельсон, актер и главный режиссер Московского Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, а также литератор и публицист Илья Эренбург.
Идея объединения евреев для содействия борьбе с фашизмом была реализована только в следующем году. Ответственным за работу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) стал заместитель председателя пропагандистского Советского информационного бюро Соломон Лозовский. В апреле 1942 года ЕАК опубликовал первое воззвание к «евреям во всем мире», под которым подписались около 50 еврейских писателей, поэтов, актеров, врачей и военных. Председателем комитета был назначен Михоэлс, секретарем — журналист Шахне Эпштейн.
В конце мая на митинге «представителей еврейского народа» было объявлено о сборе средств для закупки 500 самолетов и тысячи танков для Красной армии. В результате этой кампании удалось собрать три миллиона рублей пожертвований. В июле 1942 года в Куйбышеве (Самара) с периодичностью три раза в месяц начала выходить газета на идише «Эйникайт» под редакцией Эпштейна. Печатный орган ЕАК публиковал информацию о зверствах нацистских оккупантов, цитировал осуждающие антисемитизм высказывания Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также рассказывал о жизни населения Палестины. Эренбург писал об участии евреев в военных действиях, опровергая обвинения в том, что они избегают боя.
В конце 1943 года «Эйникайт» подробно освещал пропагандистское турне Михоэлса и поэта Ицика Фефера по странам Северной Америки и Великобритании. Представители ЕАК должны были наладить контакты с мировыми еврейскими сообществами. К окончанию войны эта цель была достигнута, и в мае 1945 года после победы над Германией ЕАК опубликовал декларацию, объявив о том, что за прошедшие годы была «заложена основа крепнущего единства» евреев разных стран мира.
В начале 1944 года руководство ЕАК обратилось к Сталину и наркому Вячеславу Молотову с предложением создать на территории СССР еврейскую советскую республику. Наиболее подходящими для этого представителям ЕАК казались Поволжье или Крым. Молотов считал Поволжье неподходящей территорией, поскольку «евреи — народ городской, их нельзя сажать на трактор», при этом «крымский вариант» не отрицал.
С февраля 1945 года «Эйникайт» выходила три раза в неделю. Помимо этого, комитет планировал издать «Черную книгу» о жестокостях нацистов на оккупированных территориях и «Красную книгу» о вооруженной борьбе евреев против нацизма.
После войны в СССР участились случаи антисемитизма, и положение евреев сильно ухудшилось. Многие из них не могли устроиться на работу и вернуть свои покинутые во время оккупации квартиры. Обращения ЕАК к советскому правительству с различными просьбами и предложениями по улучшению жизни евреев оставались без ответа и только злили руководство страны, и деятельность комитета начали постепенно сворачивать.
В 1946 году начальник Управления пропаганды и агитации ЦК Георгий Александров с подачи Сталина организовал проверку Совинформбюро, направленную против ее председателя Лозовского. Министерство государственной безопасности (МГБ) изъяло архив ЕАК. Собранная для проверки Совинформбюро комиссия заключила, что комитет стал «идейным пленником» позиций «еврейского национализма и сионизма» и предложила его распустить и закрыть «Эйникайт». Однако у Сталина еще были некоторые виды на организацию, и 2 февраля 1947 года комитету вернули архив. Тем не менее, в июле Лозовского сняли с должности председателя Совинформбюро.
Уже к концу года Сталин, по-видимому, снова передумал, и ЕАК все-таки закрыли, а самые видные его деятели были арестованы. Для этого министр государственной безопасности Виктор Абакумов приидумал сценарий «американского сионистского заговора», состоя в котором, представители комитета добывали для разведки США информацию о личной жизни Сталина и его семьи. В ночь с 12 на 13 января 1948 года офицеры МГБ убили Михоэлса, замаскировав его смерть под несчастный случай — до ареста Абакумова считалось, что его сбил грузовик.
Одновременно МГБ занималось проработкой дела о сионистском заговоре. Главой американского шпионского центра признали Лозовского. Компрометирующие его показания выбивались из арестованных сотрудников Совинформбюро под пытками. В конце марта 1948 года у Абакумова было достаточно материалов, чтобы доложить Сталину: «руководители Еврейского антифашистского комитета, являясь активными националистами и ориентируясь на американцев, по существу проводят антисоветскую националистическую работу».В сентябре начались аресты. Первым стал член президиума ЕАК поэт Давид Гофштейн. 20 ноября Политбюро утвердило решение Совета министров о роспуске комитета, и на следующий день помещение обыскали и опечатали, а газета «Эйникайт» была закрыта. Еще через несколько дней закрыли издательство «Дер эмес», которое готовило к печати «Черную книгу» и «Красную книгу». В конце декабря арестовали поэта Ицика Фефера и актера Биньямина Зускина, еще через месяц — Соломона Лозовского. Всего с 1948 по 1952 год по обвинению в «преступных связях» с ЕАК были арестованы больше ста представителей еврейской интеллигенции.
Допросы обвиняемых проводили 35 следователей. Главного врача клинической больницы имени Боткина, члена Президиума ЕАК Бориса Шимелиовича избивали ежедневно в течение месяца, поскольку он отказывался признавать себя виновным и давать показания. Заместитель начальника МГБ полковник Владимир Комаров сопровождал допросы многочисленными высказываниями о том, что евреи — «подлый и грязный народ», «негодная сволочь», а также «хотят истребить всех русских».
Полученные под пытками показания позволили руководству МГБ объявить о прекращении следствия и 25 марта 1950 года вынести обвинительное заключение в отношении 29 человек, включая жену Молотова Полину Жемчужину. Суд, тем не менее, не состоялся, так как после прекращения насильственных действий в отношении арестованных многие из них отказались от своих показаний.
В июле 1951 года Сталин подписал закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О неблагополучном положении в МГБ СССР», и вскоре Абакумов был арестован по доносу сотрудника МГБ Михаила Рюмина. Заодно были арестованы большинство евреев, работавших в центральном аппарате министерства и некоторые другие руководящие сотрудники. Теперь они тоже считались участниками националистической подпольной организации, которая поддерживала связь с ЕАК, чье дело перешло к назначенному начальником следственной части по особо важным делам Рюмину.Следствие возобновилось 19 января 1952 года. Его задачей было доказать, что ЕАК был руководящим центром, который координировал «еврейские националистические организации» в различных властных структурах. Кроме того, дело комитета по ходу разбирательств связывали с другими уголовными делами, которых в общей сложности набралось около 70. В мае началось закрытое заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, на котором отсутствовали не только свидетели, но и представители обвинения и защиты.
Помимо обвинений в связях с сионистскими организациями Америки подсудимым ставили в вину предложение «о заселении Крыма евреями» с целью создания национальной республики. Большинство подсудимых частично признали свою вину, некоторые ее категорически отрицали, а Фефер признал себя виновным полностью. К концу процесса все они, включая Фефера, отказались от показаний.
В июле 1952 года Военная коллегия приговорила Лозовского, Фефера, Шимелиовича, Зускина, Гофштейна, Бергельсона, а также деятеля профсоюзного движения Иосифа Юзефовича, поэта Лейба Квитко, поэта и драматурга Переца Маркиша, журналистов Леона Тальми, Эмилию Теумин, Чайку Ватенберг-Островскую и ее мужа Илью Ватенберга к расстрелу. Директору Института физиологии Академии медицинских наук СССР Лине Штерн назначили 3,5 года тюрьмы с последующими 5 годами ссылки. 12 августа смертный приговор привели в исполнение. Хотя поэтов среди расстрелянных представителей еврейской интеллигенции было всего пять, это событие вошло в историю как «Ночь казненных поэтов».
Источник http://rusplt.ru/sub/ratings/noch-kaznennyih-poetov-11953.html
Работники ЕАК, 1948 год. |
После начала Великой Отечественной войны в СССР было создано несколько антифашистских комитетов, целями которых стали формирование мирового общественного мнения и помощь Советскому Союзу. В конце августа 1941 года с призывом о спасении страны к евреям обратились писатель Давид Бергельсон, актер и главный режиссер Московского Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, а также литератор и публицист Илья Эренбург.
Идея объединения евреев для содействия борьбе с фашизмом была реализована только в следующем году. Ответственным за работу Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) стал заместитель председателя пропагандистского Советского информационного бюро Соломон Лозовский. В апреле 1942 года ЕАК опубликовал первое воззвание к «евреям во всем мире», под которым подписались около 50 еврейских писателей, поэтов, актеров, врачей и военных. Председателем комитета был назначен Михоэлс, секретарем — журналист Шахне Эпштейн.
В конце мая на митинге «представителей еврейского народа» было объявлено о сборе средств для закупки 500 самолетов и тысячи танков для Красной армии. В результате этой кампании удалось собрать три миллиона рублей пожертвований. В июле 1942 года в Куйбышеве (Самара) с периодичностью три раза в месяц начала выходить газета на идише «Эйникайт» под редакцией Эпштейна. Печатный орган ЕАК публиковал информацию о зверствах нацистских оккупантов, цитировал осуждающие антисемитизм высказывания Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также рассказывал о жизни населения Палестины. Эренбург писал об участии евреев в военных действиях, опровергая обвинения в том, что они избегают боя.
В конце 1943 года «Эйникайт» подробно освещал пропагандистское турне Михоэлса и поэта Ицика Фефера по странам Северной Америки и Великобритании. Представители ЕАК должны были наладить контакты с мировыми еврейскими сообществами. К окончанию войны эта цель была достигнута, и в мае 1945 года после победы над Германией ЕАК опубликовал декларацию, объявив о том, что за прошедшие годы была «заложена основа крепнущего единства» евреев разных стран мира.
В начале 1944 года руководство ЕАК обратилось к Сталину и наркому Вячеславу Молотову с предложением создать на территории СССР еврейскую советскую республику. Наиболее подходящими для этого представителям ЕАК казались Поволжье или Крым. Молотов считал Поволжье неподходящей территорией, поскольку «евреи — народ городской, их нельзя сажать на трактор», при этом «крымский вариант» не отрицал.
С февраля 1945 года «Эйникайт» выходила три раза в неделю. Помимо этого, комитет планировал издать «Черную книгу» о жестокостях нацистов на оккупированных территориях и «Красную книгу» о вооруженной борьбе евреев против нацизма.
После войны в СССР участились случаи антисемитизма, и положение евреев сильно ухудшилось. Многие из них не могли устроиться на работу и вернуть свои покинутые во время оккупации квартиры. Обращения ЕАК к советскому правительству с различными просьбами и предложениями по улучшению жизни евреев оставались без ответа и только злили руководство страны, и деятельность комитета начали постепенно сворачивать.
В 1946 году начальник Управления пропаганды и агитации ЦК Георгий Александров с подачи Сталина организовал проверку Совинформбюро, направленную против ее председателя Лозовского. Министерство государственной безопасности (МГБ) изъяло архив ЕАК. Собранная для проверки Совинформбюро комиссия заключила, что комитет стал «идейным пленником» позиций «еврейского национализма и сионизма» и предложила его распустить и закрыть «Эйникайт». Однако у Сталина еще были некоторые виды на организацию, и 2 февраля 1947 года комитету вернули архив. Тем не менее, в июле Лозовского сняли с должности председателя Совинформбюро.
Уже к концу года Сталин, по-видимому, снова передумал, и ЕАК все-таки закрыли, а самые видные его деятели были арестованы. Для этого министр государственной безопасности Виктор Абакумов приидумал сценарий «американского сионистского заговора», состоя в котором, представители комитета добывали для разведки США информацию о личной жизни Сталина и его семьи. В ночь с 12 на 13 января 1948 года офицеры МГБ убили Михоэлса, замаскировав его смерть под несчастный случай — до ареста Абакумова считалось, что его сбил грузовик.
Одновременно МГБ занималось проработкой дела о сионистском заговоре. Главой американского шпионского центра признали Лозовского. Компрометирующие его показания выбивались из арестованных сотрудников Совинформбюро под пытками. В конце марта 1948 года у Абакумова было достаточно материалов, чтобы доложить Сталину: «руководители Еврейского антифашистского комитета, являясь активными националистами и ориентируясь на американцев, по существу проводят антисоветскую националистическую работу».В сентябре начались аресты. Первым стал член президиума ЕАК поэт Давид Гофштейн. 20 ноября Политбюро утвердило решение Совета министров о роспуске комитета, и на следующий день помещение обыскали и опечатали, а газета «Эйникайт» была закрыта. Еще через несколько дней закрыли издательство «Дер эмес», которое готовило к печати «Черную книгу» и «Красную книгу». В конце декабря арестовали поэта Ицика Фефера и актера Биньямина Зускина, еще через месяц — Соломона Лозовского. Всего с 1948 по 1952 год по обвинению в «преступных связях» с ЕАК были арестованы больше ста представителей еврейской интеллигенции.
Допросы обвиняемых проводили 35 следователей. Главного врача клинической больницы имени Боткина, члена Президиума ЕАК Бориса Шимелиовича избивали ежедневно в течение месяца, поскольку он отказывался признавать себя виновным и давать показания. Заместитель начальника МГБ полковник Владимир Комаров сопровождал допросы многочисленными высказываниями о том, что евреи — «подлый и грязный народ», «негодная сволочь», а также «хотят истребить всех русских».
Полученные под пытками показания позволили руководству МГБ объявить о прекращении следствия и 25 марта 1950 года вынести обвинительное заключение в отношении 29 человек, включая жену Молотова Полину Жемчужину. Суд, тем не менее, не состоялся, так как после прекращения насильственных действий в отношении арестованных многие из них отказались от своих показаний.
В июле 1951 года Сталин подписал закрытое письмо ЦК ВКП(б) «О неблагополучном положении в МГБ СССР», и вскоре Абакумов был арестован по доносу сотрудника МГБ Михаила Рюмина. Заодно были арестованы большинство евреев, работавших в центральном аппарате министерства и некоторые другие руководящие сотрудники. Теперь они тоже считались участниками националистической подпольной организации, которая поддерживала связь с ЕАК, чье дело перешло к назначенному начальником следственной части по особо важным делам Рюмину.Следствие возобновилось 19 января 1952 года. Его задачей было доказать, что ЕАК был руководящим центром, который координировал «еврейские националистические организации» в различных властных структурах. Кроме того, дело комитета по ходу разбирательств связывали с другими уголовными делами, которых в общей сложности набралось около 70. В мае началось закрытое заседание Военной коллегии Верховного суда СССР, на котором отсутствовали не только свидетели, но и представители обвинения и защиты.
Помимо обвинений в связях с сионистскими организациями Америки подсудимым ставили в вину предложение «о заселении Крыма евреями» с целью создания национальной республики. Большинство подсудимых частично признали свою вину, некоторые ее категорически отрицали, а Фефер признал себя виновным полностью. К концу процесса все они, включая Фефера, отказались от показаний.
В июле 1952 года Военная коллегия приговорила Лозовского, Фефера, Шимелиовича, Зускина, Гофштейна, Бергельсона, а также деятеля профсоюзного движения Иосифа Юзефовича, поэта Лейба Квитко, поэта и драматурга Переца Маркиша, журналистов Леона Тальми, Эмилию Теумин, Чайку Ватенберг-Островскую и ее мужа Илью Ватенберга к расстрелу. Директору Института физиологии Академии медицинских наук СССР Лине Штерн назначили 3,5 года тюрьмы с последующими 5 годами ссылки. 12 августа смертный приговор привели в исполнение. Хотя поэтов среди расстрелянных представителей еврейской интеллигенции было всего пять, это событие вошло в историю как «Ночь казненных поэтов».
Источник http://rusplt.ru/sub/ratings/noch-kaznennyih-poetov-11953.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий