Страницы

четверг, 31 августа 2017 г.

Расстрельные ямы НКВД во Владимире-Волынском

Летом 2011 года экспедиция Государственного археологического предприятия «Волынские древности» работала на территории валов Владимир-Волынского городища. Однако даже найденные остатки стены замка польского короля Казимира Великого не произвели на исследователей такого эмоционального впечатления, как скелеты, которые один за другим лежали в верхних слоях почвы неподалеку от стены, рассказывает директор «Волынских древностей» Алексей Златогорський . «Вынули только одну погребальную яму, 30 на 40 метров — там 367 погибших, а вообще их там больше тысячи. По находкам, которые были при погибших, можно сказать, что это был 1941 год — пуговицы, монеты, датированные 40-м годом, жетоны польских офицеров … Вообще их там (убитых) более тысячи. Там не на один год работы еще », — говорит археолог.


После раскопок только одного из восьми шурфов найдены останки расстрелянных военных, гражданских и даже детей, рассказывает директор Владимир-Волынского исторического музея Владимир Стемковский . Картина убийств, воссозданная по положению скелетов и их состоянием, поражает особой жестокостью, говорит историк.Большинство скелетов принадлежали молодым людям в возрасте 20-25 лет. Это могли быть военные, которые накануне войны закончили Владимир-Волынскую школу подхорунжих старшин, предполагает он. В начале Второй мировой эти польские военнослужащие бесследно исчезли после одного из боев. Как считает Владимир Стемковский, советская власть их могла сначала удерживать в казармах, а впоследствии — уничтожить. Скелеты гражданских могли принадлежать беженцам, которые оказались в 1939 году в окружении между немецкими и советскими войсками. Детские черепа разбиты тупыми предметами, скорее всего, прикладами винтовок. Один из женских скелетов, съежившись, обнимает маленький скелетик, это означает — людей сбрасывали в ямы и уже потом расстреливали. Следы от пуль основном на задней части черепов.
Известно, что на протяжении 19-го первой половины 20-го веков на территории городища действовала тюрьма. Однако вплоть до 1938 года на ее территории не уничтожали людей. А уже в советское время здесь, как свидетельствуют раскопки, располагалась секретная кладбище для «неблагонадежных». Как считает Владимир Стемковский, преступления начались задолго до нападения нацистской Германии на СССР: «Судя по первому этапу раскопок, проведенного в 1998 году, и нынешней эксгумации, расстрелы на территории тюрьмы длились с сентября 1939 года по 1941-й. И после войны — в 1945-46 и последующих годах, и это преимущественно делали «энкаведисты». В пропитанной кровью земле исследователи нашли много пуль советского и немецкого производства и провод, которым скручивали руки. На вооружении у советских войск 1938-го года было также немецкое оружие. Историки склоняются к версии, что здесь погибли и заключенные, которых в июне 1941-го года расстреляли надзиратели, выполняя приказ наркома внутренних дел СССР Берии и наркома госбезопасности Меркулова о так называемой «эвакуации заключенных». Серебряные запонки к мужских рубашек, стоматологические мосты и вставные зубы из желтого металла, обручальные кольца, золотые монеты царской чеканки — свидетельство того, что здесь погибли далеко не преступники и не бедные люди, причем расстрелы проводились в спешке. Об этом свидетельствует и беспорядочность захоронения, нехарактерная для нацистов, говорит археолог Алексей Златогорський. «Они лежали хаотично. И золотые вещи, украшения, коронки … Когда людей уничтожали нацисты, они делали это с циничной педантичностью и забирали все ценные вещи. А вот НКВД на такие вещи не обращало внимания».

Поскольку многие из артефактов принадлежали польским военным, к эксгумации волынские археологи привлекли своих польских коллег из университета Коперника в городе Торунь. Археологи рассказывают, что у одного из скелетов было найдено зеркальце с наклеенным на нем портретом польского маршала Эдварда Рыдз-Смидлого. Среди находок также — жетоны двух польских полицейских с их личными номерами, которые, по данным КГБ, были вывезены в Россию и расстреляны там.Однако, по предположениям историков, поляки могли погибнуть вместе с другими заключенными вследствие спешки тюремного начальства, которое срочно покидало город, спасаясь от немецких войск. «Это действительно полицейские, — подтвердил Алексей Златогорський, — уже известны их имена — Кулиговский и Маловейский, младшие полицейские, то есть сержанты. По документам они должны были быть расстреляны, один — в Осташкове у Харькова, а другой — в Калинине (Тверь). Но, видимо, так спешили, что документы туда поехали, а расстреляли — здесь, во Владимире». Киевский антрополог Юрий Долженко проводит сравнительный анализ черепов, найденных во Владимире-Волынском — для того, чтобы выяснить, представители каких национальностей стали жертвами преступления . Ясно одно: среди погибших — и военные, и обычные горожане, женщины и дети.

Первые раскопки, по инициативе Волынского краеведа Леонида Михальчука, на Владимир-Волынском городище в 1997 году организовали Владимир-Волынский исторический музей с помощью Львовской общественной организации «Поиск», которую возглавляла ныне покойная Инна Федущак. Тогда были найдены останки 98-и солдат и младших офицеров из военного корпуса «Владимир» польского генерала Мечислава Сморавинського. Сморавинський оборонял Волынь от гитлеровцев в сентябре 1939 года, и впоследствии погиб в Катыни. Жолнеров перезахоронили на местном коммунальном кладбище. Работы для исследователей и краеведов — на много лет На месте захоронений необходимо и впредь проводить археологические исследования, которые должны окончательно установить масштаб и мотивы совершенных преступлений. Старожилы говорят, что во время войны нацисты возили на городище украинских крестьян, откуда они уже не возвращались. Преступную практику после прихода «Советов» продолжили здесь и энкаведисты, которые свозили сюда повстанцев. Однако атмосфера секретности, созданная вокруг этого места, способствовала нулевой осведомленности местного населения о событиях 60 — 70-летней давности. Археолог и краевед, инициировавшие раскопки в 97-м и были намерены продолжать исследования, трагически погибли. Случайно?

Так же волонтерами и студентами в городище проводятся раскопки и перезахоронения погибших во время межэтнических польско-украинских конфликтов - как украинцев, погибших от рук бойцов Армии Крайовой, так и поляков - жертв ОУН/УПА. Для этого выделяет средства в том числе и польская сторона. Аналогичные упорядочения захоронений украинцев волонтеры проводят и в Польше.


Источник https://kpravda.com/vo-vladimire-volynskom-perezaxoronyayut-zhertv-nkvd/

Комментариев нет:

Отправить комментарий