"Читал я когда-то книгу о челюскинцах..Не всё я там понял и вопросы остались. Например, почему "Челюскин" отправился в плавание в разгар полярной ночи, когда океан скован льдами? И далее: все это предприятие именовалось экспедицией, а вот КУДА? и ЗАЧЕМ? она плыла - в книге почему-то не было сказано ни слова.
Если экспедиция полярная, то почему в ее состав попали женщины и даже дети? Одна из пассажирок даже умудрилась прямо в пути родить ребенка! Это случилось в Карском море, и поэтому девочку назвали Кариной...
В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа - две ноты правительства Дании правительству Советского Союза. В первой ноте речь идет о пароходе "Челюскин", а во второй - сразу о двух пароходах: "Челюскине" и "Пижме".
"Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли "Челюскин" и "Пижма" в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. "Челюскин" и "Пижма" НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЕДОКОЛАМИ, как это утверждается в советской печати. Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании".
Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты.
А началось всё,когда в 1929 году геологическая партия открыла на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других металлов, спутников оловянной руды. Спускался как-то один геолог по склону сопки и присел отдохнуть. Снял рюкзак, закурил папироску, потом рассеянно глянул вниз и увидел продолговатые камешки дымчато-серого цвета. Где-то он уже видел такую породу! Вспомнил: в студенческие годы, в геологическом музее университета. Касситерит! Оловянный камень! И где?! На Богом забытой Чукотке! Чтобы проверить предположение, лаборатория не нужна— достаточно положить кусок минерала на плоский камень и развести вокруг костерок. Если это действительно касситерит,то через несколько минут кусочек горной породы станет лужицей жидкого олова.
Так оно и случилось.
Два года месторождение изучалось. А в начале 1933-го года Совнарком принял решение: построить в конце того же года на Чукотке шахту и обогатительную фабрику.. Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы!
Для перевозки грузов было решено использовать два больших океанских парохода, заказанных ранее в Дании. В июле 33-го года оба корабля прибыли в Мурманск и встали под погрузку. "Челюскин" просто грузился, а на "Пижме" происходила реконструкция: плотники превращали корабельные трюмы в плавучую тюрьму для 2 000 заключенных.
(забегая вперёд: оловянный рудник "Депутатский" был построен только в 1937-м году. В 90-м году рабочий поселок насчитывал 6 тысяч жителей, а летом 1996 года он прекратил свое существование... Добывать оловянную руду за Полярным кругом оказалось дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии).
Подготовка к экспедиции проходила в невероятной спешке, работали днем и ночью и все-таки уложились только за 4 месяца. Вот почему "Челюскин" и "Пижма" вышли в море лишь 05.12.1933 года.
Корабельные трюмы "Пижмы" не были ни холодными, ни мрачными, как поется в известной колымской песне. Паровое отопление работало бесперебойно, а электрический свет горел круглые сутки. На трехэтажных нарах в невероятной тесноте сосуществовали уголовники и политические. С уголовниками ясно,а кто были полит. заключенные 1933-го года? Это деревенские мужики("кулаки"), бывшие нэпманы, инженеры ("вредители"), ученые и церковнослужители... Был у них и свой предводитель - митрополит Серафим из Подмосковья.
Особняком среди политических заключенных держалась группа евреев-спецов - инженеров-радиотехников, "иностранных агентов".
- Вы же знаете евреев: всегда и везде они суют свой нос, куда не просят. Представьте себе еврейского мальчика из белорусского местечка, сына сапожника - и чем он увлекся? Ни за что не угадаете - радиотехникой! И это в двадцатые-то годы, когда никто еще не мог понять, зачем... Уже в начале 30-х годов по всему миру пошел шум и звон— в отсталой России начинает работать самая мощная в мире Московская радиостанция, а при ней самая большая в мире радиопередающая башня!Пока обыватель гордился, на Лубянке уже задумались: а зачем эти ребята так стараются? Просто так ничего не бывает. Стали копать и обнаружили: все - евреи...А зачем евреям радио? Стали искать и нашли. Оказалось, у каждого из них дома - самодельная радиостанция и целый список иностранных корреспондентов. В наше время их называют радиолюбителями, а в те далекие времена рассудили иначе: резиденты иностранных разведок. На Лубянке потирали руки: обнаружен и обезврежен шпионский центр! Расстреливать их не стали - как раз вовремя подвернулась Чукотка. Было решено--пусть поработают на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят..
Наступило 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. Из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами.. На "Челюскине" погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. "Челюскин" медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями. Свободной воды видно не было. Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. "Челюскин" оказался в смертельной ловушке. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море. Почему в Чукотском? Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались непройденными... Ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: "Всем на лед! Мы тонем!" Тонкая стальная обшивка корабля в этот момент лопалась под напором льдин, точно была сделана из бумаги.
В тот же день американский президент Рузвельт предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев. Ни на Чукотке, ни на Камчатке у русских нет ни одного самолета. А если бы даже были? Какой от них толк? Фанерные стрекозки - один летчик и два пассажира, и сидят в открытых кабинах. К тому же летают с черепашьей скоростью - чуть больше 100 км в час. Другое дело - полярная авиация! Это есть только в Соединенных Штатах.
Самолеты-амфибии! Последняя модель американского конструктора Сикорского. Кстати сказать, Игоря Ивановича и, конечно, выходца из России. Самолет-амфибия зимой ставится на лыжи, а летом - на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора. Управляют самолетом 2 пилота, в пассажирском салоне - 6 кожаных кресел. Летает амфибия со скоростью более 200 км в час. От Аляски до места гибели "Челюскина" - 500 км. Туда и назад - 1000. Для самолета Сикорского такое расстояние не помеха.
Экипаж "Челюскина" должен лишь подготовить посадочную площадку, а советское правительство - дать согласие. И в течение одного дня все женщины и дети будут доставлены на Аляску, в теплые дома... Совершенно неожиданно советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь.
На льдине в 50-градусный мороз оказались женщины и дети.
Однако не надо забывать о "Пижме". Верная спутница "Челюскина" в последнее время начала отставать и в конце концов застряла среди льдин и торосов. К 13 февраля расстояние между двумя кораблями уже превысило 30 км. А где же была земля? Не так уже далеко, всего в 170 км.
Начальник конвоя Кандыба приказал выгрузить на лед аэросани. И тут обнаружилось, что никто из вохровцев не умеет управлять необычной машиной. Тогда обратились к заключенным: "Нет ли среди вас летчиков?" Летчики нашлись, человек 5. По документам все они замышляли перелететь за границу и не с пустыми руками, а с чертежами Днепрогэса или Магнитостроя.
Но делать нечего, летчиков привели в порядок, а дальше все пошло как по маслу. Моторы послушно заработали...
Все дети были доставлены на "Пижму". Спустя неделю в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли.. Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку. Вечером этого дня,в кармане у Кандыбы уже лежал секретный приказ. Никто не знал, что там написано, но все догадывались.
Что было дальше, достоверно никто не знает.Через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвали на Лубянку...
"- Лётчики действительно сделали что-нибудь героическое?
- Абсолютно ничего, - ответил Кандыба - Летали на новеньких самолетах и только в хорошую погоду, час туда и час обратно, садились на хорошо подготовленные площадки, каждый пилот выполнил около 20 вылетов без единого ЧП. Обычная работа...
- Была ли как надо взорвана "Пижма", не было ли здесь каких-нибудь упущений?
- Все было сделано как положено: сработали одновременно три заряда, летчики Молоков и Доронин своими глазами видели, как "Пижма" тонет.
Уверенность Кандыбы произвела хорошее впечатление. Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди.
В августе челюскинцев отправили на Черное море отдыхать. Семья Кандыбы расположилась в генеральском номере санатория НКВД в Ялте..Но 11 сентября на имя Кандыбы поступила телеграмма: немедленно явиться в Москву, и опять на Лубянку.
На этот раз ему пришлось долго ждать. Наконец,молодой человек повел его по коридорам первого этажа. В небольшой комнате за письменным столом сидел человек в военной форме.. Внезапно дверь распахнулась и вошел Карл Петерс, бессменный зам. председателя ЧК от Дзержинского до Ежова включительно.
(Пройдет еще 5 лет, и самого Петерса, а вместе с ним Ягоду и Ежова, по этим же коридорам тоже поведут на расстрел. Но кто мог знать об этом в 34-м году?!)
При виде высокого начальства Кандыба вскочил.. Петерс сделал знак садиться.. В руках у него был иностранный журнал в блестящей цветной обложке. Петерс открыл нужную страницу, положил журнал перед Кандыбой..
Сначала Кандыба увидел силуэты американских небоскребов на фоне морского залива. И только потом заметил внизу большую группу людей, одетых как-то странно. Присмотрелся и понял - это православные священники в церковном облачении. Перед ним были его старые знакомые - невольные пассажиры "Пижмы", а на переднем плане - митрополит Серафим!
- Ага, я вижу, вы их узнали. Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад. Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты. И не только они, но и большая группа евреев-радиотехников. Можно лишь предполагать, какие интервью они дают американским журналистам!
- Вы получили приказ взорвать "Пижму". Но как вы его выполнили? Из трех зарядов почему-то взорвался только один, да и тот небольшой мощности. Вместо нескольких минут "Пижма" тонула 8 часов! За это время заключенные успели перенести на лед сотни тонн грузов. Потом они двинулись к Большой земле. Насколько мы знаем, многие сотни добрались до берега и рассеялись по Чукотке. Понадобятся годы, чтобы их выловить. Но ушли не все. Большая группа политических заключенных осталась ждать американской помощи. И они ее дождались! Перед тем как покинуть "Пижму", гражданин Кандыба успел забежать в радиорубку и вывести из строя рацию. Для этого он несколько раз выстрелил из нагана по радиолампам, но почему-то забыл о запасном комплекте. Среди зэков были специалисты по радиоделу. Они заменили разбитые лампы и рация снова заработала. Один из них отстучал в эфир своим заокеанским друзьям сигнал SOS. Когда на "Пижме" начался бунт заключенных, вы, гражданин Кандыба, бежали в лагерь челюскинцев на аэросанях, прихватив с собой лишь несколько человек из охраны. Что стало с остальными вохровцами, можно только догадываться...
Судьба Кандыбы была решена... Спустя много лет дочь пыталась реабилитировать отца, но не смогла ничего сделать. Дело Кандыбы в архивах КГБ обнаружено не было.
Осенью 34-го года в советской печати совершенно неожиданно появляется Указ "Об ужесточении мер в отношении лиц, предпринимающих попытки незаконного перехода границы". Такое преступление теперь карается смертной казнью. А как быть с теми, кто все-таки убежал? В этом случае ответственность перекладывается на близких родственников: за попустительство и беспечность - 10 лет строгого лагерного режима. Сначала даже в Советском Союзе многие удивились: не слишком ли строго? Но потом разобрались - все правильно! Как можно бежать из такой замечательной страны, где "так вольно дышит человек"?!
"Этот город застрял во вранье, как "Челюскин" во льдах"(А.Макаревич)
Источник: http://www.russianseattle.com/hidden_chelyuskin_2003.htm
Если экспедиция полярная, то почему в ее состав попали женщины и даже дети? Одна из пассажирок даже умудрилась прямо в пути родить ребенка! Это случилось в Карском море, и поэтому девочку назвали Кариной...
В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа - две ноты правительства Дании правительству Советского Союза. В первой ноте речь идет о пароходе "Челюскин", а во второй - сразу о двух пароходах: "Челюскине" и "Пижме".
"Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли "Челюскин" и "Пижма" в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. "Челюскин" и "Пижма" НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЕДОКОЛАМИ, как это утверждается в советской печати. Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании".
Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты.
А началось всё,когда в 1929 году геологическая партия открыла на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других металлов, спутников оловянной руды. Спускался как-то один геолог по склону сопки и присел отдохнуть. Снял рюкзак, закурил папироску, потом рассеянно глянул вниз и увидел продолговатые камешки дымчато-серого цвета. Где-то он уже видел такую породу! Вспомнил: в студенческие годы, в геологическом музее университета. Касситерит! Оловянный камень! И где?! На Богом забытой Чукотке! Чтобы проверить предположение, лаборатория не нужна— достаточно положить кусок минерала на плоский камень и развести вокруг костерок. Если это действительно касситерит,то через несколько минут кусочек горной породы станет лужицей жидкого олова.
Так оно и случилось.
Два года месторождение изучалось. А в начале 1933-го года Совнарком принял решение: построить в конце того же года на Чукотке шахту и обогатительную фабрику.. Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы!
Для перевозки грузов было решено использовать два больших океанских парохода, заказанных ранее в Дании. В июле 33-го года оба корабля прибыли в Мурманск и встали под погрузку. "Челюскин" просто грузился, а на "Пижме" происходила реконструкция: плотники превращали корабельные трюмы в плавучую тюрьму для 2 000 заключенных.
(забегая вперёд: оловянный рудник "Депутатский" был построен только в 1937-м году. В 90-м году рабочий поселок насчитывал 6 тысяч жителей, а летом 1996 года он прекратил свое существование... Добывать оловянную руду за Полярным кругом оказалось дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии).
Подготовка к экспедиции проходила в невероятной спешке, работали днем и ночью и все-таки уложились только за 4 месяца. Вот почему "Челюскин" и "Пижма" вышли в море лишь 05.12.1933 года.
Корабельные трюмы "Пижмы" не были ни холодными, ни мрачными, как поется в известной колымской песне. Паровое отопление работало бесперебойно, а электрический свет горел круглые сутки. На трехэтажных нарах в невероятной тесноте сосуществовали уголовники и политические. С уголовниками ясно,а кто были полит. заключенные 1933-го года? Это деревенские мужики("кулаки"), бывшие нэпманы, инженеры ("вредители"), ученые и церковнослужители... Был у них и свой предводитель - митрополит Серафим из Подмосковья.
Особняком среди политических заключенных держалась группа евреев-спецов - инженеров-радиотехников, "иностранных агентов".
- Вы же знаете евреев: всегда и везде они суют свой нос, куда не просят. Представьте себе еврейского мальчика из белорусского местечка, сына сапожника - и чем он увлекся? Ни за что не угадаете - радиотехникой! И это в двадцатые-то годы, когда никто еще не мог понять, зачем... Уже в начале 30-х годов по всему миру пошел шум и звон— в отсталой России начинает работать самая мощная в мире Московская радиостанция, а при ней самая большая в мире радиопередающая башня!Пока обыватель гордился, на Лубянке уже задумались: а зачем эти ребята так стараются? Просто так ничего не бывает. Стали копать и обнаружили: все - евреи...А зачем евреям радио? Стали искать и нашли. Оказалось, у каждого из них дома - самодельная радиостанция и целый список иностранных корреспондентов. В наше время их называют радиолюбителями, а в те далекие времена рассудили иначе: резиденты иностранных разведок. На Лубянке потирали руки: обнаружен и обезврежен шпионский центр! Расстреливать их не стали - как раз вовремя подвернулась Чукотка. Было решено--пусть поработают на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят..
Наступило 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. Из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами.. На "Челюскине" погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. "Челюскин" медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями. Свободной воды видно не было. Ледяные поля упрямо двигались навстречу друг другу, и никакая сила не могла помешать этому движению. "Челюскин" оказался в смертельной ловушке. Пройдут всего лишь сутки, и весь мир узнает о трагедии в Чукотском море. Почему в Чукотском? Да потому что задание партии было уже почти выполнено. Осталось проплыть каких-нибудь 300 километров до чукотского поселка Певек с большой и надежной бухтой, но именно эти километры так и остались непройденными... Ожило корабельное радио и хриплым голосом капитана Воронина произнесло: "Всем на лед! Мы тонем!" Тонкая стальная обшивка корабля в этот момент лопалась под напором льдин, точно была сделана из бумаги.
В тот же день американский президент Рузвельт предложил Советскому Союзу безвозмездную помощь в спасении челюскинцев. Ни на Чукотке, ни на Камчатке у русских нет ни одного самолета. А если бы даже были? Какой от них толк? Фанерные стрекозки - один летчик и два пассажира, и сидят в открытых кабинах. К тому же летают с черепашьей скоростью - чуть больше 100 км в час. Другое дело - полярная авиация! Это есть только в Соединенных Штатах.
Самолеты-амфибии! Последняя модель американского конструктора Сикорского. Кстати сказать, Игоря Ивановича и, конечно, выходца из России. Самолет-амфибия зимой ставится на лыжи, а летом - на колеса или поплавки для посадки на воду. Фюзеляж наглухо закрыт и оборудован системой отопления от мотора. Управляют самолетом 2 пилота, в пассажирском салоне - 6 кожаных кресел. Летает амфибия со скоростью более 200 км в час. От Аляски до места гибели "Челюскина" - 500 км. Туда и назад - 1000. Для самолета Сикорского такое расстояние не помеха.
Экипаж "Челюскина" должен лишь подготовить посадочную площадку, а советское правительство - дать согласие. И в течение одного дня все женщины и дети будут доставлены на Аляску, в теплые дома... Совершенно неожиданно советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь.
На льдине в 50-градусный мороз оказались женщины и дети.
Однако не надо забывать о "Пижме". Верная спутница "Челюскина" в последнее время начала отставать и в конце концов застряла среди льдин и торосов. К 13 февраля расстояние между двумя кораблями уже превысило 30 км. А где же была земля? Не так уже далеко, всего в 170 км.
Начальник конвоя Кандыба приказал выгрузить на лед аэросани. И тут обнаружилось, что никто из вохровцев не умеет управлять необычной машиной. Тогда обратились к заключенным: "Нет ли среди вас летчиков?" Летчики нашлись, человек 5. По документам все они замышляли перелететь за границу и не с пустыми руками, а с чертежами Днепрогэса или Магнитостроя.
Но делать нечего, летчиков привели в порядок, а дальше все пошло как по маслу. Моторы послушно заработали...
Все дети были доставлены на "Пижму". Спустя неделю в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли.. Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку. Вечером этого дня,в кармане у Кандыбы уже лежал секретный приказ. Никто не знал, что там написано, но все догадывались.
Что было дальше, достоверно никто не знает.Через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвали на Лубянку...
"- Лётчики действительно сделали что-нибудь героическое?
- Абсолютно ничего, - ответил Кандыба - Летали на новеньких самолетах и только в хорошую погоду, час туда и час обратно, садились на хорошо подготовленные площадки, каждый пилот выполнил около 20 вылетов без единого ЧП. Обычная работа...
- Была ли как надо взорвана "Пижма", не было ли здесь каких-нибудь упущений?
- Все было сделано как положено: сработали одновременно три заряда, летчики Молоков и Доронин своими глазами видели, как "Пижма" тонет.
Уверенность Кандыбы произвела хорошее впечатление. Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди.
В августе челюскинцев отправили на Черное море отдыхать. Семья Кандыбы расположилась в генеральском номере санатория НКВД в Ялте..Но 11 сентября на имя Кандыбы поступила телеграмма: немедленно явиться в Москву, и опять на Лубянку.
На этот раз ему пришлось долго ждать. Наконец,молодой человек повел его по коридорам первого этажа. В небольшой комнате за письменным столом сидел человек в военной форме.. Внезапно дверь распахнулась и вошел Карл Петерс, бессменный зам. председателя ЧК от Дзержинского до Ежова включительно.
(Пройдет еще 5 лет, и самого Петерса, а вместе с ним Ягоду и Ежова, по этим же коридорам тоже поведут на расстрел. Но кто мог знать об этом в 34-м году?!)
При виде высокого начальства Кандыба вскочил.. Петерс сделал знак садиться.. В руках у него был иностранный журнал в блестящей цветной обложке. Петерс открыл нужную страницу, положил журнал перед Кандыбой..
Сначала Кандыба увидел силуэты американских небоскребов на фоне морского залива. И только потом заметил внизу большую группу людей, одетых как-то странно. Присмотрелся и понял - это православные священники в церковном облачении. Перед ним были его старые знакомые - невольные пассажиры "Пижмы", а на переднем плане - митрополит Серафим!
- Ага, я вижу, вы их узнали. Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад. Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты. И не только они, но и большая группа евреев-радиотехников. Можно лишь предполагать, какие интервью они дают американским журналистам!
- Вы получили приказ взорвать "Пижму". Но как вы его выполнили? Из трех зарядов почему-то взорвался только один, да и тот небольшой мощности. Вместо нескольких минут "Пижма" тонула 8 часов! За это время заключенные успели перенести на лед сотни тонн грузов. Потом они двинулись к Большой земле. Насколько мы знаем, многие сотни добрались до берега и рассеялись по Чукотке. Понадобятся годы, чтобы их выловить. Но ушли не все. Большая группа политических заключенных осталась ждать американской помощи. И они ее дождались! Перед тем как покинуть "Пижму", гражданин Кандыба успел забежать в радиорубку и вывести из строя рацию. Для этого он несколько раз выстрелил из нагана по радиолампам, но почему-то забыл о запасном комплекте. Среди зэков были специалисты по радиоделу. Они заменили разбитые лампы и рация снова заработала. Один из них отстучал в эфир своим заокеанским друзьям сигнал SOS. Когда на "Пижме" начался бунт заключенных, вы, гражданин Кандыба, бежали в лагерь челюскинцев на аэросанях, прихватив с собой лишь несколько человек из охраны. Что стало с остальными вохровцами, можно только догадываться...
Судьба Кандыбы была решена... Спустя много лет дочь пыталась реабилитировать отца, но не смогла ничего сделать. Дело Кандыбы в архивах КГБ обнаружено не было.
Осенью 34-го года в советской печати совершенно неожиданно появляется Указ "Об ужесточении мер в отношении лиц, предпринимающих попытки незаконного перехода границы". Такое преступление теперь карается смертной казнью. А как быть с теми, кто все-таки убежал? В этом случае ответственность перекладывается на близких родственников: за попустительство и беспечность - 10 лет строгого лагерного режима. Сначала даже в Советском Союзе многие удивились: не слишком ли строго? Но потом разобрались - все правильно! Как можно бежать из такой замечательной страны, где "так вольно дышит человек"?!
"Этот город застрял во вранье, как "Челюскин" во льдах"(А.Макаревич)
Источник: http://www.russianseattle.com/hidden_chelyuskin_2003.htm
Комментариев нет :
Отправить комментарий