Подавляющее большинство граждан России свято уверено в том, что СССР на протяжении всей своей истории делал самое лучшее в мире оружие, причем исключительно своими силами. Поэтому так шокируют начавшиеся в последнее время разговоры об импорте вооружений. Этот факт кажется подтверждением тезиса "Вот до чего страну довели!". Между тем, мнение о том, что Россия ничего никогда не импортировала, является в корне неверным.
Для Российской империи импорт вооружений был вещью совершенно обыденной. Чем более сложным и наукоемким было вооружение, тем выше была доля импорта. Соответственно, больше всего зависел от импорта Русский Императорский флот. Например, крейсер "Варяг" был построен в США. И даже те корабли, которые строились в самой России, были не полностью российскими. Например, на знаменитом эсминце "Новик", чей рекорд скорости (37,3 узла), установленный в 1913 году, и сейчас совершенно недостижим для 99,99 процента водоизмещающих судов, стояли немецкие турбины. То есть, именно они обеспечили ему эту рекордную скорость. Иностранной была на корабле практически вся оптика (дальномеры, прицелы и т.д.), без которой вести бой совершенно невозможно.
Исключительно импортной была российская истребительная авиация.
СССР после своей международной легитимации, произошедшей в 1920-е годы, в значительной степени перенял практику "проклятого прошлого". Он широко начал импортировать вооружение и технологии производства. Что интересно, империалисты по этому поводу совершенно не комплексовали, продавая своим потенциальным "могильщикам" практически все подряд. В итоге их вклад в строительство Рабочее-крестьянской Красной Армии оказался не просто большим, но во многом решающим.
Например, все танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7), до начала 1940-х составлявшие основу танкового парка СССР, были созданы на основе концепции танка американского конструктора Уолтера Кристи. Самим американцам, которые после Первой мировой вернулись к привычному изоляционизму, эта замечательная машина показалась ненужной. Более того, и великий и непревзойденный Т-34 ходовую часть позаимствовал у того же самого Кристи. Кроме того, на всех танках БТ и на значительной части первых Т-34 стояли авиационные бензиновые двигатели М-17, сделанные на базе немецкого BMW VI.
Впрочем, иностранные авиационные моторы оказались гораздо значимее для советской авиации. Собственно, если бы не иностранные двигатели, никакой авиации у СССР просто не было бы. Причем не только в 1920-е - 1930-е, но и в 1940-е, то есть Советскому Союзу не на чем было бы воевать с немцами.
Так, моторы М-25, М-62, М-63, стоявшие на истребителях И-15, И-153 и И-16, на которых советские войска воевали в Испании, на Халхин-Голе и в начале Великой Отечественной, были сделаны на основе американского "Wright Cyclone" SСR-1820F3. Развитием этой же линии моторов стал знаменитый АШ-82, стоявший на лучших советских самолетах Великой Отечественной - истребителях Ла-5 и Ла-7 и бомбардировщике Ту-2.
В основе другой серии двигателей М-85, М-87, М-88 (стояли на бомбардировщике ДБ-3, он же Ил-4) - лежит французский "Gnome Rhone Mistral Major"-14K. Наконец, на всех Яках, а также на ЛаГГ-3 и на пикирующем бомбардировщике Пе-2 устанавливались моторы серии М-100, М-103, М-105. Они были созданы на базе французского "HispanoSuiza" 12Y.
Таким образом, абсолютно вся советская авиация воевала на иностранных двигателях. Разумеется, каждый следующий двигатель каждой серии все более "советизировался", но тем не менее, без американцев и французов у СССР бы не было вообще ничего.
Нельзя не упомянуть, что основной, точнее – единственный, советский транспортный самолет Ли-2 был лицензионной копией американского DC-3.
Очень заметным был иностранный вклад в развитие советского флота. Например, на основе итальянских торпед 45F и 53F были созданы советские торпеды 45-36 и 53-38, которые еще довольно долго использовались в ВМФ СССР и после Великой Отечественной. На советских кораблях предвоенной постройки стояли итальянские приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой, английские, итальянские и немецкие дальномеры, зенитные автоматы "Эрликон" и "Бофорс".
Советская подлодка типа "С" была спроектирована на базе лодки Е-1, созданной для Испании голландским проектно-конструкторским бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau", принадлежавшем немцам и укомплектованным немецкими инженерами. Поначалу она называлась в СССР "Н" ("немецкая" и лишь в 1937 году была переименована в "С" ("средняя"). Крейсер пр. 26 "Киров" строился по купленному в Италии проекту "Раймондо Монтекукколи". А прославившийся в годы войны на Черном море лидер "Ташкент" был просто приобретен в той же Италии.
Немецкие дизели фирмы МАN стояли на части подлодок серий "Д" и "С". Затем на основе этого дизеля был создан советский 38-К-8, который устанавливался практически на всех советских подлодках и на некоторых надводных кораблях.
В годы Великой Отечественной импорт вооружений в рамках ленд-лиза стал массовым. Дискуссии по поводу роли ленд-лиза победы СССР носят крайне ожесточенный характер, причем в этих спорах идеология явно превалирует над фактологией. В рамках данной статьи решить вопрос совершенно точно не удастся.
При этом хочется напомнить, например, что все советские асы "пятидесятники" (в смысле количества сбитых самолетов), кроме Кожедуба и Ворожейкина, воевали на "Аэрокобрах". У "Аэрокобры" вообще очень интересная судьба. Из 9,5 тысячи произведенных в США самолетов этого типа более 5,5 тысячи ушло в СССР, то есть, этот американский самолет, по сути, стал советским. В несколько меньшей степени то же можно сказать про бомбардировщик и торпедоносец А-20 "Бостон", чрезвычайно популярный во второй половине войны в ВВС и авиации ВМФ СССР. Всего СССР получил 3,1 тысячи этих самолетов из 7,4 тысячи, выпущенных в США. Вообще, роль американских самолетов в советской авиации во время войны оказалась весьма заметной.
В Берлин советские войска въехали не только на "тридцатьчетверках", но и на "шерманах", а также на "виллисах", "доджах" и "студебеккерах". Союз получил по ленд-лизу больше автомобилей, чем произвел сам, качество же было просто несопоставимо - не в пользу СССР, к сожалению. Благодаря западным поставкам СССР смог практически свернуть во время войны свою станкостроительную промышленность, переориентировав соответствующие производственные мощности на выпуск собственно оружия. Станки всех типов, причем гораздо лучшего качества, чем отечественные, СССР получал от англосаксов. Таким образом, оружие, произведенное вместо станков, можно считать "косвенным ленд-лизом".
Англосаксы поставили СССР огромное количество средств связи и разведки, где советский и их технологический уровни были, увы, просто несопоставимы. Например, на кораблях и катерах советского ВМФ стояли почти исключительно западные локаторы (РЛС): американские SO-13, SL, SF, английские 271, 281, 282, 284, 285, 286, 291. А также гидроакустические станции (ГАС): английские "Дракон" ("Асдик" , 123, 128, 129, 132, 134, американские WEA-1, -2, QBE-3, QCS-1, QSL. И затем практически все советские РЛС и ГАС создавались на базе этих западных образцов. Конечно, РЛС и ГАС - не оружие, только без них корабль слеп и глух.
В общем, тема ленд-лиза, его роли в Великой Отечественной и в последующем военном строительстве в СССР совершенно необъятна. Про это можно написать еще десяток подобных статей. Очень скоро после победы над "Осью" началась холодная война между победителями. Из-за чего импорт СССР вооружений стал вроде бы невозможен. Тем не менее, и здесь не все так однозначно.
В частности, очень пригодились трофеи. В первую очередь - во флоте, где итальянские и немецкие корабли служили Союзу до конца 50-х годов. С одним из них связана наиболее трагическая страница в истории советского ВМФ. Речь идет о линкоре "Новороссийск", бывшем итальянском "Джулио Чезаре", взорвавшемся в ноябре 1956 года у причала в Севастополе, тогда погибло более 600 человек.
С другим трофеем связана страница довольно позорная. Речь идет о немецком авианосце "Граф Цеппелин". Он был достроен немцами не полностью, но в целом был уже почти полноценным кораблем. Учитывая полное отсутствие в СССР опыта строительства авианосцев, его изучение было бы чрезвычайно важным. Однако "Цеппелин" бессмысленно, если не сказать - варварски, был потоплен во время учений Балтфлота. При этом советская морская авиация продемонстрировала исключительно низкий уровень боевой подготовки: на огромный неподвижный не сопротивляющийся корабль было сброшено 100 авиабомб, из них в цель попали... 4!
В конце войны в Германии были созданы прекрасные подлодки XXI серии. Если бы немцы успели отправить их в бой в больших количествах, союзникам пришлось бы очень несладко. Но судьба у лодок оказалась другой - на их базе в СССР была построена самая большая в мирное время серия дизельных подлодок пр. 613, известных на Западе под названием Whiskey, более 200 штук.
Эти лодки широко экспортировались за рубеж, строились по лицензии в Китае, до сих пор составляют основу довольно мощного подводного флота КНДР.
Огромный вклад в советскую ракетно-космическую программу внесли трофейные немецкие баллистические ракеты "Фау-2", в знаменитой королевской "семерке" много чего позаимствовано от детища Вернера фон Брауна. Справедливости ради надо сказать, что в американскую ракетно-космическую программу, включая высадку на Луну, немецкие трофеи, среди которых оказался сам Вернер фон Браун, внесли гораздо больший вклад.
Создание в СССР ядерной бомбы, то есть самого важного оружия из всех возможных, тоже не обошлось без западных технологий. Эта история сейчас прекрасно известна. Правда, надо сказать, что без достаточно высокого уровня развития науки и техники в собственной стране не поможет никакой шпионаж и никакой импорт. И сейчас большинство стран не способно создать ядерное оружие, даже если подарить им готовый экземпляр.
Среди важнейших трофеев Второй мировой парадоксальным образом оказалось и вооружение союзников. Как известно, Япония и СССР между собой до августа 1945 года не воевали, поэтому СССР с США были союзниками против Германии и Италии, но не были таковыми против Японии до августа 1945-го. Соответственно, СССР был обязан интернировать оказавшихся на его территории американцев, воюющих против Японии. И вот в 1944-1945 годах на советские дальневосточные аэродромы сели несколько поврежденных в ходе налетов на Японию американских стратегических бомбардировщиков В-29. На тот момент этот самолет был самым мощным в мире и не имел в СССР даже отдаленных аналогов.
Естественно, к тому времени СССР Японию уже совершенно не боялся, поэтому экипажи "cверхкрепостей" в Союзе интернировать не собирались и сразу отправляли их в Штаты. А вот самолеты оставили себе. После окончания войны их перегнали в Подмосковье. И Сталин приказал ОКБ Туполева скопировать В-29.
В связи с этим между Туполевым и Сталиным состоялся исторический диалог, которым исчерпывающе описывалась тема, коей посвящена эта статья, до какой степени СССР зависел от иностранных вооружений и технологий и как они соотносились с советскими. В ответ на указание Сталина скопировать "сверхкрепость" Туполев сказал, что он может сделать самолет и лучше. В ответ на такое предложение "вождь народов" произнес поистине эпохальную фразу: "Не надо лучше. Сделайте такой же".
В итоге самолет под названием Ту-4 действительно сделали "таким же". Вплоть до пепельницы и дырки под банку кока-колы в кабине - хотя советским летчикам курить в полете запрещалось, а кока-кола им и не снилась - и даже случайной дырочки в крыле. Хотя часть приборов скопировать не удалось - не тянул СССР на это.
И после Великой Отечественной пригодились импортные авиадвигатели. На первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-15 был установлен двигатель ВК-1, скопированный с английского Rolls Royce "Nene". Можно представить себе, как грызли по этому поводу локти англичане, когда МиГи сбивали в корейском небе в том числе и английские самолеты.
Во время той же Корейской войны Советский Союз очень старался добыть невредимый F-86 "Сейбр". В Корею даже была направлена эскадрилья, состоящая из лучших летчиков, с единственной целью - загнать "Сейбр" на советский аэродром. Ничего из этого не получилось, но удалось добыть почти целый F-86, совершивший посадку на брюхо на песчаный морской берег. Сталин и этот самолет потребовал скопировать, но его убедили в том, что это лишнее, "Сейбр" не имеет принципиальных преимуществ перед МиГ-15.
Значительная часть вспомогательных судов ВМФ СССР была построена за пределами страны, причем не только в "братских" Польше и ГДР, но и в "буржуазной" Финляндии. Кроме того, Польша строила для СССР средние десантные корабли пр. 770, 771 и 773, большие десантные корабли пр. 775.
А незадолго перед распадом Варшавского договора, СССР и исчезновением ГДР социалистическая Германия построила для СССР 12 малых противолодочных кораблей пр. 1331М, 8 из которых и сегодня составляют кронштадтскую бригаду охраны водного района. А польские БДК пр. 775 - до сих пор основа десантных сил ВМФ РФ. И на L-39 до сего дня учатся летать российские немногочисленные теперь летчики.
И еще одна история. В начале 1968 года США перебросили во Вьетнам 6 новейших на тот момент бомбардировщиков F-111А, чтобы проверить их в боях против ПВО Северного Вьетнама. Результат оказался плачевным: в 55 боевых вылетах были потеряны 3 машины (28 и 30 марта и 22 апреля). Оставшиеся 3 были срочно возвращены в Штаты на доработку. После доработки самолет оказался весьма эффективным, но речь здесь не об этом.
В 2004 году один из российских еженедельников провел журналистское расследование, авторы которого сделали вывод: последний из потерянных в начале 1968 года F-111 был не сбит в отличие от двух первых, а угнан в Северный Вьетнам собственным экипажем, который был подкуплен советской разведкой. А потом на основе этого самолета в СССР был создан Су-24, который до сего дня остается основным российским фронтовым бомбардировщиком. Это подтверждалось значительным внешним сходством F-111 и Су-24 - после "Сейбра" и МиГ-15 ни в одной паре одинаковых по поколению и назначению американских и советских самолетов такого сходства не было - и крайней невнятностью официальной истории создания советского бомбардировщика. Версия об угоне не была подтверждена, но и опровергнута тоже не была.
Впрочем, даже если версия копирования F-111 неверна, американский вклад в создание Су-24 все равно, видимо, был. По некоторым данным, установленный на этом бомбардировщике - а также на штурмовике Су-17 и истребителе-бомбардировщике МиГ-23Б - двигатель АЛ-21Ф был создан на базе американского General Electric J-79. Который получили из того же Вьетнама, со сбитого "Фантома".
Можно также вспомнить, что в начале 1980-х случилась очень громкая история с нелегальным приобретением СССР японских токарных станков, которые позволяли значительно повысить качество изготовления корпусов и винтов атомных подлодок. До этого уровень шума советских АПЛ был выше, чем у американских, даже не в разы, а на порядки. Именно японские станки позволили резко улучшить ситуацию в данной области.
Таким образом, вклад импортного западного - оружия и военных технологий в создание советской боевой техники чрезвычайно велик. Советские наука и техника достигли такого уровня, при котором можно было воспринимать и творчески развивать западные наработки. Но вот создавать что-то по-настоящему свое, не имеющее иностранных аналогов, удавалось редко. И еще реже - удерживать лидерство даже там, где его временно удавалось достичь.
Источник http://news.day.az/unusual/224300.html
Для Российской империи импорт вооружений был вещью совершенно обыденной. Чем более сложным и наукоемким было вооружение, тем выше была доля импорта. Соответственно, больше всего зависел от импорта Русский Императорский флот. Например, крейсер "Варяг" был построен в США. И даже те корабли, которые строились в самой России, были не полностью российскими. Например, на знаменитом эсминце "Новик", чей рекорд скорости (37,3 узла), установленный в 1913 году, и сейчас совершенно недостижим для 99,99 процента водоизмещающих судов, стояли немецкие турбины. То есть, именно они обеспечили ему эту рекордную скорость. Иностранной была на корабле практически вся оптика (дальномеры, прицелы и т.д.), без которой вести бой совершенно невозможно.
Исключительно импортной была российская истребительная авиация.
СССР после своей международной легитимации, произошедшей в 1920-е годы, в значительной степени перенял практику "проклятого прошлого". Он широко начал импортировать вооружение и технологии производства. Что интересно, империалисты по этому поводу совершенно не комплексовали, продавая своим потенциальным "могильщикам" практически все подряд. В итоге их вклад в строительство Рабочее-крестьянской Красной Армии оказался не просто большим, но во многом решающим.
Например, все танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7), до начала 1940-х составлявшие основу танкового парка СССР, были созданы на основе концепции танка американского конструктора Уолтера Кристи. Самим американцам, которые после Первой мировой вернулись к привычному изоляционизму, эта замечательная машина показалась ненужной. Более того, и великий и непревзойденный Т-34 ходовую часть позаимствовал у того же самого Кристи. Кроме того, на всех танках БТ и на значительной части первых Т-34 стояли авиационные бензиновые двигатели М-17, сделанные на базе немецкого BMW VI.
Впрочем, иностранные авиационные моторы оказались гораздо значимее для советской авиации. Собственно, если бы не иностранные двигатели, никакой авиации у СССР просто не было бы. Причем не только в 1920-е - 1930-е, но и в 1940-е, то есть Советскому Союзу не на чем было бы воевать с немцами.
Так, моторы М-25, М-62, М-63, стоявшие на истребителях И-15, И-153 и И-16, на которых советские войска воевали в Испании, на Халхин-Голе и в начале Великой Отечественной, были сделаны на основе американского "Wright Cyclone" SСR-1820F3. Развитием этой же линии моторов стал знаменитый АШ-82, стоявший на лучших советских самолетах Великой Отечественной - истребителях Ла-5 и Ла-7 и бомбардировщике Ту-2.
В основе другой серии двигателей М-85, М-87, М-88 (стояли на бомбардировщике ДБ-3, он же Ил-4) - лежит французский "Gnome Rhone Mistral Major"-14K. Наконец, на всех Яках, а также на ЛаГГ-3 и на пикирующем бомбардировщике Пе-2 устанавливались моторы серии М-100, М-103, М-105. Они были созданы на базе французского "HispanoSuiza" 12Y.
Таким образом, абсолютно вся советская авиация воевала на иностранных двигателях. Разумеется, каждый следующий двигатель каждой серии все более "советизировался", но тем не менее, без американцев и французов у СССР бы не было вообще ничего.
Нельзя не упомянуть, что основной, точнее – единственный, советский транспортный самолет Ли-2 был лицензионной копией американского DC-3.
Очень заметным был иностранный вклад в развитие советского флота. Например, на основе итальянских торпед 45F и 53F были созданы советские торпеды 45-36 и 53-38, которые еще довольно долго использовались в ВМФ СССР и после Великой Отечественной. На советских кораблях предвоенной постройки стояли итальянские приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой, английские, итальянские и немецкие дальномеры, зенитные автоматы "Эрликон" и "Бофорс".
Советская подлодка типа "С" была спроектирована на базе лодки Е-1, созданной для Испании голландским проектно-конструкторским бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau", принадлежавшем немцам и укомплектованным немецкими инженерами. Поначалу она называлась в СССР "Н" ("немецкая" и лишь в 1937 году была переименована в "С" ("средняя"). Крейсер пр. 26 "Киров" строился по купленному в Италии проекту "Раймондо Монтекукколи". А прославившийся в годы войны на Черном море лидер "Ташкент" был просто приобретен в той же Италии.
Немецкие дизели фирмы МАN стояли на части подлодок серий "Д" и "С". Затем на основе этого дизеля был создан советский 38-К-8, который устанавливался практически на всех советских подлодках и на некоторых надводных кораблях.
В годы Великой Отечественной импорт вооружений в рамках ленд-лиза стал массовым. Дискуссии по поводу роли ленд-лиза победы СССР носят крайне ожесточенный характер, причем в этих спорах идеология явно превалирует над фактологией. В рамках данной статьи решить вопрос совершенно точно не удастся.
При этом хочется напомнить, например, что все советские асы "пятидесятники" (в смысле количества сбитых самолетов), кроме Кожедуба и Ворожейкина, воевали на "Аэрокобрах". У "Аэрокобры" вообще очень интересная судьба. Из 9,5 тысячи произведенных в США самолетов этого типа более 5,5 тысячи ушло в СССР, то есть, этот американский самолет, по сути, стал советским. В несколько меньшей степени то же можно сказать про бомбардировщик и торпедоносец А-20 "Бостон", чрезвычайно популярный во второй половине войны в ВВС и авиации ВМФ СССР. Всего СССР получил 3,1 тысячи этих самолетов из 7,4 тысячи, выпущенных в США. Вообще, роль американских самолетов в советской авиации во время войны оказалась весьма заметной.
В Берлин советские войска въехали не только на "тридцатьчетверках", но и на "шерманах", а также на "виллисах", "доджах" и "студебеккерах". Союз получил по ленд-лизу больше автомобилей, чем произвел сам, качество же было просто несопоставимо - не в пользу СССР, к сожалению. Благодаря западным поставкам СССР смог практически свернуть во время войны свою станкостроительную промышленность, переориентировав соответствующие производственные мощности на выпуск собственно оружия. Станки всех типов, причем гораздо лучшего качества, чем отечественные, СССР получал от англосаксов. Таким образом, оружие, произведенное вместо станков, можно считать "косвенным ленд-лизом".
Англосаксы поставили СССР огромное количество средств связи и разведки, где советский и их технологический уровни были, увы, просто несопоставимы. Например, на кораблях и катерах советского ВМФ стояли почти исключительно западные локаторы (РЛС): американские SO-13, SL, SF, английские 271, 281, 282, 284, 285, 286, 291. А также гидроакустические станции (ГАС): английские "Дракон" ("Асдик" , 123, 128, 129, 132, 134, американские WEA-1, -2, QBE-3, QCS-1, QSL. И затем практически все советские РЛС и ГАС создавались на базе этих западных образцов. Конечно, РЛС и ГАС - не оружие, только без них корабль слеп и глух.
В общем, тема ленд-лиза, его роли в Великой Отечественной и в последующем военном строительстве в СССР совершенно необъятна. Про это можно написать еще десяток подобных статей. Очень скоро после победы над "Осью" началась холодная война между победителями. Из-за чего импорт СССР вооружений стал вроде бы невозможен. Тем не менее, и здесь не все так однозначно.
В частности, очень пригодились трофеи. В первую очередь - во флоте, где итальянские и немецкие корабли служили Союзу до конца 50-х годов. С одним из них связана наиболее трагическая страница в истории советского ВМФ. Речь идет о линкоре "Новороссийск", бывшем итальянском "Джулио Чезаре", взорвавшемся в ноябре 1956 года у причала в Севастополе, тогда погибло более 600 человек.
С другим трофеем связана страница довольно позорная. Речь идет о немецком авианосце "Граф Цеппелин". Он был достроен немцами не полностью, но в целом был уже почти полноценным кораблем. Учитывая полное отсутствие в СССР опыта строительства авианосцев, его изучение было бы чрезвычайно важным. Однако "Цеппелин" бессмысленно, если не сказать - варварски, был потоплен во время учений Балтфлота. При этом советская морская авиация продемонстрировала исключительно низкий уровень боевой подготовки: на огромный неподвижный не сопротивляющийся корабль было сброшено 100 авиабомб, из них в цель попали... 4!
В конце войны в Германии были созданы прекрасные подлодки XXI серии. Если бы немцы успели отправить их в бой в больших количествах, союзникам пришлось бы очень несладко. Но судьба у лодок оказалась другой - на их базе в СССР была построена самая большая в мирное время серия дизельных подлодок пр. 613, известных на Западе под названием Whiskey, более 200 штук.
Эти лодки широко экспортировались за рубеж, строились по лицензии в Китае, до сих пор составляют основу довольно мощного подводного флота КНДР.
Огромный вклад в советскую ракетно-космическую программу внесли трофейные немецкие баллистические ракеты "Фау-2", в знаменитой королевской "семерке" много чего позаимствовано от детища Вернера фон Брауна. Справедливости ради надо сказать, что в американскую ракетно-космическую программу, включая высадку на Луну, немецкие трофеи, среди которых оказался сам Вернер фон Браун, внесли гораздо больший вклад.
Создание в СССР ядерной бомбы, то есть самого важного оружия из всех возможных, тоже не обошлось без западных технологий. Эта история сейчас прекрасно известна. Правда, надо сказать, что без достаточно высокого уровня развития науки и техники в собственной стране не поможет никакой шпионаж и никакой импорт. И сейчас большинство стран не способно создать ядерное оружие, даже если подарить им готовый экземпляр.
Среди важнейших трофеев Второй мировой парадоксальным образом оказалось и вооружение союзников. Как известно, Япония и СССР между собой до августа 1945 года не воевали, поэтому СССР с США были союзниками против Германии и Италии, но не были таковыми против Японии до августа 1945-го. Соответственно, СССР был обязан интернировать оказавшихся на его территории американцев, воюющих против Японии. И вот в 1944-1945 годах на советские дальневосточные аэродромы сели несколько поврежденных в ходе налетов на Японию американских стратегических бомбардировщиков В-29. На тот момент этот самолет был самым мощным в мире и не имел в СССР даже отдаленных аналогов.
Естественно, к тому времени СССР Японию уже совершенно не боялся, поэтому экипажи "cверхкрепостей" в Союзе интернировать не собирались и сразу отправляли их в Штаты. А вот самолеты оставили себе. После окончания войны их перегнали в Подмосковье. И Сталин приказал ОКБ Туполева скопировать В-29.
В связи с этим между Туполевым и Сталиным состоялся исторический диалог, которым исчерпывающе описывалась тема, коей посвящена эта статья, до какой степени СССР зависел от иностранных вооружений и технологий и как они соотносились с советскими. В ответ на указание Сталина скопировать "сверхкрепость" Туполев сказал, что он может сделать самолет и лучше. В ответ на такое предложение "вождь народов" произнес поистине эпохальную фразу: "Не надо лучше. Сделайте такой же".
В итоге самолет под названием Ту-4 действительно сделали "таким же". Вплоть до пепельницы и дырки под банку кока-колы в кабине - хотя советским летчикам курить в полете запрещалось, а кока-кола им и не снилась - и даже случайной дырочки в крыле. Хотя часть приборов скопировать не удалось - не тянул СССР на это.
И после Великой Отечественной пригодились импортные авиадвигатели. На первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-15 был установлен двигатель ВК-1, скопированный с английского Rolls Royce "Nene". Можно представить себе, как грызли по этому поводу локти англичане, когда МиГи сбивали в корейском небе в том числе и английские самолеты.
Во время той же Корейской войны Советский Союз очень старался добыть невредимый F-86 "Сейбр". В Корею даже была направлена эскадрилья, состоящая из лучших летчиков, с единственной целью - загнать "Сейбр" на советский аэродром. Ничего из этого не получилось, но удалось добыть почти целый F-86, совершивший посадку на брюхо на песчаный морской берег. Сталин и этот самолет потребовал скопировать, но его убедили в том, что это лишнее, "Сейбр" не имеет принципиальных преимуществ перед МиГ-15.
Значительная часть вспомогательных судов ВМФ СССР была построена за пределами страны, причем не только в "братских" Польше и ГДР, но и в "буржуазной" Финляндии. Кроме того, Польша строила для СССР средние десантные корабли пр. 770, 771 и 773, большие десантные корабли пр. 775.
А незадолго перед распадом Варшавского договора, СССР и исчезновением ГДР социалистическая Германия построила для СССР 12 малых противолодочных кораблей пр. 1331М, 8 из которых и сегодня составляют кронштадтскую бригаду охраны водного района. А польские БДК пр. 775 - до сих пор основа десантных сил ВМФ РФ. И на L-39 до сего дня учатся летать российские немногочисленные теперь летчики.
И еще одна история. В начале 1968 года США перебросили во Вьетнам 6 новейших на тот момент бомбардировщиков F-111А, чтобы проверить их в боях против ПВО Северного Вьетнама. Результат оказался плачевным: в 55 боевых вылетах были потеряны 3 машины (28 и 30 марта и 22 апреля). Оставшиеся 3 были срочно возвращены в Штаты на доработку. После доработки самолет оказался весьма эффективным, но речь здесь не об этом.
В 2004 году один из российских еженедельников провел журналистское расследование, авторы которого сделали вывод: последний из потерянных в начале 1968 года F-111 был не сбит в отличие от двух первых, а угнан в Северный Вьетнам собственным экипажем, который был подкуплен советской разведкой. А потом на основе этого самолета в СССР был создан Су-24, который до сего дня остается основным российским фронтовым бомбардировщиком. Это подтверждалось значительным внешним сходством F-111 и Су-24 - после "Сейбра" и МиГ-15 ни в одной паре одинаковых по поколению и назначению американских и советских самолетов такого сходства не было - и крайней невнятностью официальной истории создания советского бомбардировщика. Версия об угоне не была подтверждена, но и опровергнута тоже не была.
Впрочем, даже если версия копирования F-111 неверна, американский вклад в создание Су-24 все равно, видимо, был. По некоторым данным, установленный на этом бомбардировщике - а также на штурмовике Су-17 и истребителе-бомбардировщике МиГ-23Б - двигатель АЛ-21Ф был создан на базе американского General Electric J-79. Который получили из того же Вьетнама, со сбитого "Фантома".
Можно также вспомнить, что в начале 1980-х случилась очень громкая история с нелегальным приобретением СССР японских токарных станков, которые позволяли значительно повысить качество изготовления корпусов и винтов атомных подлодок. До этого уровень шума советских АПЛ был выше, чем у американских, даже не в разы, а на порядки. Именно японские станки позволили резко улучшить ситуацию в данной области.
Таким образом, вклад импортного западного - оружия и военных технологий в создание советской боевой техники чрезвычайно велик. Советские наука и техника достигли такого уровня, при котором можно было воспринимать и творчески развивать западные наработки. Но вот создавать что-то по-настоящему свое, не имеющее иностранных аналогов, удавалось редко. И еще реже - удерживать лидерство даже там, где его временно удавалось достичь.
Источник http://news.day.az/unusual/224300.html
Комментариев нет :
Отправить комментарий