вторник, 13 марта 2018 г.

Захоронения жертв большевиков у стен Петропавловской крепости

У стен Петропавловской крепости регулярно находят могилы с останками расстрелянных. Останки вынимают, стараясь не привлекать особого влияния. Никаких памятников и крестов не устанавливается, дабы не испортить прекрасный вид на панораму крепости. Кости всегда постигает одна и таже участь: они, как ненужный хлам, годами стоят в ящиках на полках, потому что ни город, ни музей не выделяют средства на экспертизу и не решают вопрос с перезахоронением.



Первые останки расстрелянных на территории крепости археологи нашли еще в 1989 году, сначала — только четырех человек, в 2007 году нашли еще двоих, в 2009-м была открыта большая могила с останками 17 убитых. Археологи предположили тогда, что в ней лежат не только юнкера и младшие офицеры, но и, возможно, великие князья: Павел Александрович, сын Александра II, Дмитрий Константинович, сын великого князя Константина Николаевича, Николай и Георгий Михайловичи, сыновья великого князя Михаила Николаевича. Предположения не подтвердились. За эти годы археологи нашли останки более 200 человек.



Место казней


В тюрьму Трубецкого бастиона и гаупвахты крепости, находившихся в руках большевиков, первыми поступили арестованные министры Временного правительства. Но не только они.

В 1918 году Петропавловская крепость вошла в систему тюрем ВЧК. По архивным данным, уже зимой производились массовые расстрелы, в том числе и мирных граждан — заложников. Об этом сообщают официальные отчеты о расстрелах, о них же тогда еще сообщали газеты. В Петропавловке находилась так называемая ликвидационная тюрьма. В списках ВЧК значатся 520 арестованных. По данным историка Сергея Мельгунова, с 1917 по 1920 год в крепости могло быть расстреляно почти 1200 человек, которых захоранивали от крепостной стены до спуска к воде.


«Как сейчас живо помню, - писал в воспоминаниях И.М.Ляпин, член Тройки по проведению красного террора в Петрограде, - когда мы, группа активистов-руководителей партийной и советской организации, поехали в Петропавловскую крепость, захватив с собой несколько арестованных, в числе их одного петербургского полицмейстера с тем, чтобы там самим непосредственно произвести расстрел. Но, приехав в Петропавловскую крепость, Трубецкой бастион, у охраны выяснилось (так!) что могилы для предполагаемых к расстрелу не подготовлены и еще какие-то мелкие формальности нам помешали произвести в тот момент самим расстрел».

По признанию Ляпина, на него возлагалась задача составлять списки. В основу этой работы были взяты регистрационные списки офицеров и т.п. лиц. «Я припоминаю, что наши арестованные делились на несколько групп. Одни направлялись на баржу и другие подобные места, другие отправлялись в Петропавловскую крепость, в ликвидационный Трубецкой бастион, где были заполнены все камеры теми, кто должен быть расстрелян»

По воспоминаниям содержавшихся в бастионе, арестанты, прибывшие в Петропавловскую крепость, не всегда доходили живыми до камер, - солдаты охраны с ними расправлялись по дороге.



30 января 1919 года в Петропавловской крепости расстреляли как заложников 4-х великих князей Романовых, людей разных политических взглядов, которых объединяло одно - в них текла царская кровь. Великий князь Дмитрий Константинович - монархист (последний владелец Дворца в Стрельне, который успел передать новому государству), Великий князь Павел Александрович, сын Александра II, меценат, сторонник конституционной монархии (его тщетно пытался спасти от расстрела М.Горький), Великий князь Георгий Михайлович далекий от политики Августейший директор Русского музея Императора Александра III в Петербурге, нумизмат, Великий князь Николай Михайлович, председатель Императорских Российских Исторического и Географического обществ, известный либеральными взглядами историк, член французской Академии. Все они, как члены царской династии, могли претендовать на престол, и поэтому на них шла настоящая охота. Последние минуты жизни они были вместе. Трое из них прославлены Русской Зарубежной Церковью, над четвертым висит обвинение в масонстве, ничем серьезным не подтвержденное. Не исключено, что останки великих князей Романовых также находятся в найденной братской могиле. Вдова Великого князя Павла Александровича Ольга Валерьяновна Палей писала в воспоминаниях, что, как ей рассказывал тюремный врач, великие князья были брошены в яму, где уже лежали тела 13 человек... В июне 1999 года великие князья были реабилитированы посмертно.



Археологические раскопки


Известно, что в 20—30-х годах вдоль внешней стены Петропавловки в этом месте был построен ряд сараев, складов, в том числе и для нужд Монетного двора.

На фотографиях с раскопок археологов отчетливо видны остатки кирпичных фундаментов, буквально врезающихся в могилы. Видимо, строители и тогда находили кости — и просто перекладывали их куда придется.

По оценке археологов, людей не расстреливали именно здесь: убитых привозили из крепости, в могилы сбрасывали трупы. У всех убитых отчетливо видны пулевые отверстия — стреляли обычно в голову. Потом добивали: били прикладом еще живых, достреливали. Иногда прямо в могиле. Судя по тому, что гильз от винтовок нашли мало, в основном от пистолета, расстрелы могли производиться в помещении.

В каждом захоронении по нескольку человек. Да и могилами это назвать, по сути, нельзя: просто ямы, в которые трупы сваливали кое-как, а не укладывали в ряд, как принято в братских захоронениях. Похоже, палачи торопились и абсолютно не церемонились: в небольшую яму размером с двуспальную кровать утрамбовали почти 30 человек. Чтобы поместилось больше, их укладывали очень плотно — поэтому сломаны ноги, руки…

Сейчас черепа и кости разложены по отдельным коробкам, в каждой — один человек. Но принадлежность части останков не определена: нужны антропологические исследования. Остатки одежды, обувь разложены в отдельном помещении.


— Вот мужской сапог, скорее всего — офицерский, — говорит археолог Дмитрий Григорьев. — Хотя в сапогах ходили все — и священники, и купцы. Вот женская туфелька — смотрите, каблучок виден. Антрополог из Москвы посмотрел и сразу определил: явно молодые девушки расстреляны, лет по 20, не старше. На одной гребень сохранился, волосы, уложенные в прическу. Но никаких документов, никаких личных вещей — лишь несколько нательных крестиков…

Среди обнаруженных предметов археологи нашли ортопедический сапог: судя по останкам — молодой мужчина, одна нога искалечена. Приезжий антрополог предположил, что это мог быть человек, получивший ранение на фронтах Первой мировой войны. Такие детали, как считают археологи, помогают находить потомков, родственников расстрелянных. В захоронениях обнаружены фрагменты форменной одежды, кителя: среди расстрелянных могли быть офицеры. Но есть и пожилые мужчины, и совсем старики, и люди среднего возраста, много женщин. Останков детей нет ни в одном из захоронений: видимо, детей или отправляли в детские дома, или просто выгоняли на улицу.



— Было бы правильно провести комплексные археологические исследования по всему берегу, от Иоанновского до Кронверкского мостов, — считает археолог Дмитрий Григорьев. — Ведь здесь, где так любят наши горожане загорать летом, где находится вертолетная площадка, — фактически огромная братская могила.


По материалам
http://www.yaplakal.com/forum2/topic689556.html
http://decalog.livejournal.com/220046.html
https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/04/19/59278-ctrelyali-obychno-v-golovu

Комментариев нет :

Отправить комментарий