вторник, 18 июля 2017 г.

Нельсон Мандела: из террориста в «узники совести»

Все годы существования системы апартеида так называемая «прогрессивная общественность» его осуждала и поддерживала «освободительную борьбу» всевозможных местных борцов, самым любимым среди которых был Нельсон Мандела — открытый марксист и сталинист.


В 1940 году Манделу отчислили из колледжа, и вскоре он сформировал Молодёжную лигу Африканского национального конгресса. С этого момента началась радикализация «чёрного» движения. Молодые активисты организовывали шумные пикеты, демонстрации и забастовки. Деньги на это, что характерно, выделяли темнокожие предприниматели, многие из которых имели неплохие доходы (режим апартеида был в действительности не таким уж жёстким и обеспечивал «аборигенам» куда более высокий уровень жизни, чем в соседних африканских государствах).

В 1961 году Нельсон возглавил вооруженное крыло АНК – организацию «Умконто ве сизве», что в переводе с языка зулу означало «Копье нации». Это копье было нацелено на такие «символы апартеида» как паспортные столы, суды, отделения почты и правительственные учреждения, которые предполагалось взрывать. Правда, Манделой высказывалось пожелание, чтобы взрывы обходились без человеческих жертв. Однако путь террора редко бывает бескровным.
Ситуация в ЮАР накалилась до крайности из-за введения требования жителям носить с собой документы. В марте в пригородах Йоханнесбурга прошли массовые демонстрации, которые разгонялись дубинками и ревом низко летящих самолетов. А 5-тысячная демонстрация в Шарпевилле, была расстреляна полицейскими, в результате чего было убито 69 человек, 180 ранено. После этого деятельность «Умконто ве сизве», активизировалась и 16 декабря 1961 года она провела свою первую террористическую акцию. Самодельные бомбы взорвались на трассах, под линиями электропередач и трансформаторных подстанций. За два года было совершено более 156 диверсий, в результате которых, по некоторым данным, погибли десятки мирных граждан (в том числе было взорвано здание вокзала в Йоханнесбурге).

В 1962 году Мандел записал в своём дневнике, что АНК необходимо наладить контакты со странами социалистического лагеря. И его соратники эту задачу выполнили. Советский Союз оказывал АНК мощную поддержку. Это была и военная, и гуманитарная, и политическая помощь. Советские представители в ООН и в других международных организациях всегда говорили о необходимости ликвидировать режима апартеида. Советские специалисты активно помогали АНК в подготовке кадров.

Власти поняли, что от мирной борьбы АНК перешел к вооруженной. 11 июля 1963 года спецслужбы ЮАР выследили и задержали на ферме Лиллислиф под Йоханнесбургом руководителей АНК. А затем последовал суд, на котором лидеров АНК: Манделу, Сисулу, Голдберга, Мбеки, Мхлабу, Мотсоаледи, Млангени приговорили к пожизненному заключению.  И что бы ни говорили сейчас критики режима апартеида, следует признать: в ЮАР на тот момент было весьма либеральное законодательство, ведь в большинстве государств мира за те преступления, в которых обвинялся руководитель «Копья нации», ему вынесли бы смертный приговор.

27 лет Мандела провёл в тюрьме. Хрестоматийная картинка: «узник совести», «народный трибун», брошенный расистами в одиночную камеру на острове Роббен, занимается тяжёлой изнурительной работой и в перерывах пишет афористичные, пронизанные либеральными идеями, книги «Я готов умереть» и «Нет лёгкого пути к свободе». В действительности власти относились к лидеру «Копья нации» довольно мягко: рассказывают, что он был назначен картографом острова, а в последние годы заключения и вовсе переведён в комфортабельный коттедж. И хотя в 80-е годы режим апартеида не раз предлагал Манделе свободу в обмен на «безоговорочный отказ от насильственных методов», «узник совести» не хотел даже слышать об этом.



В 80-е годы 982 диверсии (в том числе речь идёт о диверсии на ядерной электростанции возле Кейптауна, взрыве на Чёрч-стрит в мае 1983 года, и теракте в Дурбане в июне 1986-го, когда машина, начинённая взрывчаткой, врезалась в здание местного бара). По словам жены Манделы Винни, её супруг верил, что освободить страну можно лишь с помощью спичечных коробков и «ожерелий» (так назывались автомобильные покрышки, надеваемые на шею жертвы и поливаемые бензином, который потом поджигался). «Революционное насилие, — писал соратник Манделы Джо Слово, в 90-е годы занявший в его правительстве пост министра жилищного строительства, — привело именно к тому результату, на который мы рассчитывали: Африканский национальный конгресс завоевал в стране лидирующие позиции». Характерно, что даже после освобождения, выступая на митинге чёрных радикалов в Кейптауне, Мандела заявил, что «факторы, которые сделали необходимыми насильственные методы, по-прежнему существуют», и пообещал продолжить вооружённую борьбу. По словам некоторых экспертов, он даже солидаризировался с новым поколением чёрных политиков, рассуждавших об «исключительности темнокожих».

Члены Африканского национального конгресса в конце 80-х активизировали нападения на полицейских и белых фермеров.

В 1990 году Мандела вышел на свободу и спустя четыре года, победив на первых в ЮАР нерасовых выборах, стал первым темнокожим президентом Южно-Африканской Республики. В 1993 году несгибаемый борец с апартеидом и бывший террорист был удостоен Нобелевской премии мира.

На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер — одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых — и детей, и стариков. Это будет год террора!»

«Африканский национальный конгресс, — по словам Маргарет Тэтчер, — это типичная террористическая организация, и те, кто думает, что она может придти к власти, живёт в мире чокнутых». Британская федерация консервативных студентов проводила конференции под характерным лозунгом: «Повесить Нельсона Манделу». Его называли «чёрным преступником» и подозревали даже в связях с Ирландской республиканской армией.

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990—1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия. Был создан Африканерский народный блок (АНФ). Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.




25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четыре чернокожих ворвались во время богослужения в Церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек. В числе погибших оказались двое рыбаков с украинского траулера «Апогей», трое были тяжело ранены.

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, президенту ЮАР Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

26-29 апреля 1994 года состоялись первые в ЮАР нерасовые выборы, 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу.

После отмены апартеида коренное население получило доступ к государственным должностям и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций. Основой конкурентоспособности ЮАР является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешевой чёрной рабочей силы. Тем не менее в 2000—2007 годах уровень безработицы в ЮАР составлял 25-30 %.

Нельзя сказать, что на посту президента Мандела проводил миролюбивую политику. Нельсон подтвердил все обязательства ЮАР по военным контрактам с Западом, которые были заключены в период правления «милитаристского правительства», и начал модернизацию вооружённых сил. Он не считал для себя зазорным выстраивать партнёрские отношения с авторитарными правителями вроде президента Индонезии Сухарто.



С другой стороны, по словам некоторых экспертов, в период правления Манделы в ЮАР была принята одна из самых прогрессивных конституций в мире. Пожилой лидер не стал цепляться за власть, отсидел один срок и удалился на покой. Его сторонники подчёркивают, что именно Манделе должны быть благодарны жители ЮАР за то, что в стране не началось масштабное кровопролитие и не разразилась гражданская война (одной из важнейших его заслуг считается создание Комиссии по примирению).

Однако нельзя отрицать, что в период правления Манделы и его соратников по АНК в стране началась дискриминация белого населения, что привело, в итоге, к массовому исходу специалистов, «утечке мозгов», возросла уличная преступность, в частности количество убийств. Резко выросло как число чернокожих, так и число белых, ставших жертвами террора. Между тем мир ликовал, приветствуя долгожданное освобождение угнетенного темнокожего населения. О жертвах и терроре по отншению к белым не был известно ничего. Только с распространением сети интернет стала понемногу просачиваться информация об истинном ужасном положении в ЮАР.




По материалам http://www.odnako.org/blogs/nelson-mandela-kak-chyorniy-terrorist-prevratilsya-v-uznika-sovesti/

Комментариев нет :

Отправить комментарий