четверг, 1 июня 2017 г.

Секреты сталинской индустриализации

В учебниках российской истории эта дата – 1 июня 1931 года – не отмечена никак. Лишь в современных версиях различных сетевых хроник можно найти упоминание, что в этот день между США и СССР был заключён контракт об участии американских инженеров в постройке 90 советских металлургических заводов. Речь идёт о тех самых заводах, что и составили основу советской индустрии. Причём многие из тех «американских проектов» по сей день являются стержнем уже российской тяжёлой индустрии. Например, «Уралмаш», Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, Челябинский и Волгоградский тракторные заводы, Пермский авиамоторный и Казанский авиационный заводы, ГАЗ…

Председатель RCA Джеймс Харборд (слева) и президент RCA Дэвид Сарнофф (справа), представители "Амторг" и "Главконцесском" на подписании контракта в зале RCA в Рокфеллер-Центре, июль 1935 года. Фото: библиотека Дэвида Сарноффа 

Между тем это историческое событие по форме обозначено несколько неточно: на государственном уровне со стороны США ни о каком подобном контракте и речи быть не могло. Хотя бы потому, что дипломатическое признание Америкой Советского Союза состоялось лишь двумя годами позже, в 1933 году. А ещё потому, что в столь частные дела частного бизнеса американское государство не влезало – формально. Но подобный контракт был – одним из многих сотен, действительно заключённых тогда. Только с американской стороны их заключали фирмы сугубо частные, с советской – некая хитрая контора «Амторг». Существовало тогда такое как бы акционерное общество, на деле выполнявшее роль неофициального советского торгово-экономического и даже дипломатического представительства в США. Хотя, по большому счёту, «Амторг», скорее, являлся «крышей» для советских разведчиков, подвизавшихся на ниве промышленного и научно-технического шпионажа. Но самое пикантное, что «Амторг», будучи АО, формально числился в структуре… Госдепа США! Конечно, американского (кроме долларов) в этом АО было мало: всем там заправляли советские чекисты. Вот именно через этот «Амторг» и были заключены соглашения об участии американских предпринимателей и технических специалистов – инженеров и рабочих – в индустриализации СССР.


Спасибо Великой депрессии



То, что без иностранной помощи никакой индустрии в Советской России быть не может, советские правители прекрасно понимали. Но сперва ставку сделали на сотрудничество с Веймарской Германией, а с середины 1920-х годов наладили прекрасные деловые отношения и с Италией Муссолини. Довольно скоро пришло осознание, что ни немецким, ни тем паче итальянским промышленникам не по плечу оказать помощь в осуществлении прорыва таких масштабов. Пытались большевики «на кривой козе» подъехать и к британцам с французами. Но «тонкий» подход с треском провалился: французы деликатно напомнили про дореволюционные долги России и про своих граждан, вложившихся в русские бумаги. Лондон и вовсе был настроен предельно враждебно, хотя, впрочем, не особо мешал своим промышленникам поставлять в Совдепию штучный товар. Но о сотрудничестве более масштабном и речи быть не могло – только торговля.

В сухом остатке лишь Америка. Кроме того, Кремль быстро осознал, что столь грандиозная задача по плечу именно настоящим гигантам. Таким, как концерн Форда, например. И ещё в 1925 году Лев Троцкий, перемещённый тогда на должность председателя Главного комитета по концессиям при СНК СССР (Главконцесскома), активно пытался зазвать Генри Форда поработать в СССР.

Инновации Генри Форда



Поддавшись уговорам, Форд летом 1926 года направил на рекогносцировку в Москву целую команду своих менеджеров. Однако, ознакомившись с отчётами об их пребывании в Стране Советов, Форд категорически отказался делать инвестиции в советскую экономику: трактора и машины продавать я вам, конечно, буду – за золото и валюту, а вот строить предприятия – ни за что! Насколько можно понять, больше всего Форда взбесило вопиюще варварское отношение «товарищей» к технике: доставляемые из Америки морским путём трактора «фордзон» месяцами ржавели в портах под открытым небом, под дождём и снегом, а затем, при транспортировке, их просто сбрасывали с железнодорожных платформ – как дрова. Как заявило затем правление корпорации, вложение средств в СССР нанесло бы непоправимый урон репутации Ford Motor Company.


Разумеется, подходы делали не только к Форду, но, к разочарованию Кремля, желания идти на более глобальные проекты, нежели торговля, американцы не выражали. Не особо поначалу горел желанием работать с Советами и Альберт Кан, основатель детройтского бюро Albert Kahn Incorporated, один из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века. Его ещё называли «архитектором Форда»: именно бюро Альберта Кана проектировало заводы Форда, да и не только его. Было бы удивительно, если бы «Амторг» не попробовал подкатить к Кану. В апреле 1929 года к нему пришли с заманчивым предложением спроектировать тракторный (а реально – танковый) завод для Сталинграда. И хотя сумма контракта была умопомрачительной – 40 миллионов долларов (сегодня это эквивалентно примерно 5,6 миллиарда долларов!), «архитектор Форда» колебался. Пока не грянул гром: биржевой крах «чёрного октября» 1929 года и Великая депрессия.


Первой ласточкой стал Сталинградский тракторный завод, предназначенный исключительно для выпуска танков. Этого даже не скрывали, но американцам было до лампочки. Albert Kahn Incorporated делает этот проект в рекордные сроки, потом заказывает модульные блоки, строит под Чикаго танковый завод. Затем его демонтируют, перевозят в Сталинград и за шесть месяцев монтируют. Сборка была проведена под руководством и контролем американских инженеров, станки и оборудование, разумеется, также американские. Следующим заказом Кана стал Челябинский танко-тракторный завод, потом пришла очередь Харьковского танкового… Всего же бюро Кана спроектировало для СССР поистине колоссальное количество объектов: то ли 521, то ли 571. А сумма контрактов составила 2 миллиарда тогдашних долларов: по одним оценкам, это эквивалентно сегодня 100 миллиардам долларов, по другим – 319 миллиардам…

Разумеется, «архитектору Форда» не было нужды заниматься проектированием с нуля каждого завода – ведь можно было использовать уже готовые проекты, которые бюро Кана успешно делало ранее. И не только танковых заводов. В активе Кана ещё и знаменитая Магнитка – Магнитогорский металлургический комбинат: парни Кана сваяли сам генплан, спроектировали и построили доменные печи, коксовые батареи, прокатные станы, электросети. Помимо этого, бюро Кана стало координатором, организовавшим для комбината поставки горнообогатительного оборудования, землеройной и строительной техники. В сооружении Магнитки участвовали американские фирмы Arthur McKee of Clevland, Freyn Engineering Corporation, The Coppers Corporation of Pittsburgh, General Electric, а также немецкие Demag AG, Krupp AG, German Koppers AG engineers.


Впрочем, лишь в активе одного бюро Кана до кучи заводов и цехов –литейных, станкостроительных, механических, кузнечных – в Коломне, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, Калуге, Сормове, Днепропетровске, Подольске, Новокузнецке, Верхней Салде, Свердловске, подшипниковые заводы (например, 1-й ГПЗ в Москве)Но не Каном единым двигалась индустриализация в СССР. Известно, что ГАЗ – стопроцентное детище Форда, чья компания, в конце концов, сделала проект этого автозавода, да и станками своими оснастила. А за строительную часть проекта отвечала фирма Austin. Копией фордовского производства стал и столичный АЗЛК, тут же приступивший к выпуску нелицензированных копий «фордов». Творец другого московского автозавода, АМО-ЗИЛ, концерн Arthur Brandt.


Американцы дали Стране Советов Пермский авиамоторный завод (и поныне являющийся столпом российского авиамоторостроения): там тут же наладили выпуск моторов М-25 – лицензионной копии американского же мотора Wright-Cyclone R-1820F-3. Этими моторами – их в Советском Союзе выпустили почти 14 тысяч – оснащали истребители И-15, И-153 «Чайка», И-16.

В активе американских корпораций-разработчиков и строителей также Сибсельмаш, Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы... Легендарный Днепрогэс проектировала и строила американская фирма Cooper, площадку же под стройку готовила немецкая Siemens, она же поставила электрогенераторы, а турбины изготовила компания Newport News. А не менее известная Standard Oil of New York внесла колоссальный вклад в строительство нефтяной промышленности района Баку – Грозный – Батуми – Туапсе.

Можно смело утверждать (и это подтверждается огромным массивом документов Российского государственного архива экономики и Российского государственного архива социально-политической истории): именно американцы внедрили в СССР принципиально новую систему организации работ. Они же стали и фактическими родителями советской школы промышленного проектирования. А какое количество самых передовых на тот момент в мире технологий было позаимствовано, фантастика! Не говоря уже о том, что всё это стало для советских специалистов одним огромным университетом, в котором они прошли курс настоящей, качественной работы, к сожалению, лишь начальный.



20 тысяч инженеров


По сути дела, именно американские корпорации и стали подлинными творцами «сталинской индустриализации». Причём вопреки советским реалиям: тотальной бесхозяйственности, вопиющей безграмотности советских же технических, инженерных и партийно-административных кадров. Американских специалистов – их в начале 1930-х годов в СССР было уже свыше 20 тысяч, а вместе с членами семей более 35 тысяч – просто ужасало как варварское отношение «товарищей» к технике, так и подобное же обращение с людьми.

Оборотная же сторона индустриализации оказалась поистине чудовищной: именно заключённые, а вовсе не комсомольцы-добровольцы стали ударной силой для строек первых пятилеток; концлагеря, ГУЛАГ – фундаментом сталинской экономики, а ГПУ–НКВД – основным поставщиком «энтузиастов». Только ведь за американскую помощь надо было платить золотом, валютой – это сотни миллионов тогдашних долларов ежегодно… А где их было взять? Взяли в деревне: коллективизация, раскулачивание, насильственное изъятие зерна, которое сотнями миллионов тонн гнали за кордон. Результаты известны: полный крах сельского хозяйства в СССР, голод, голодомор…



На соответствующих разделах официальных сайтов «Уралмаша», Магнитки, ЧТЗ, Волгоградского тракторного об участии американцев в индустриализации не сказано ни слова.

Источник http://www.sovsekretno.ru/articles/id/3191/

15 комментариев :

  1. воровать, оккупировать и лгать мастаки, а вот если кто помогал так тез Россия не помнит...

    ОтветитьУдалить
  2. Оборотная же сторона индустриализации оказалась поистине чудовищной: именно заключённые, а вовсе не комсомольцы-добровольцы стали ударной силой для строек первых пятилеток; концлагеря, ГУЛАГ – фундаментом сталинской экономики, а ГПУ–НКВД – основным поставщиком «энтузиастов».

    ОтветитьУдалить

  3. Зачем вы этот ёбаный бред распространяете? И главное - для кого? Для тупарылой школоты и малолетних долбоёбов? Если вы такие сами - то не надо считать других за совсем дебилов, блядь.
    Веть есть статистика. Документальная, блядь. Согласно которой максимальное число заключенных в ГУЛАГ едва превышало 1,5% от общего числа населения. А в пересчете на трудовые резервы - это и вовсе менее 1% трудоспособного населения. И говорить о том, что эти 1-1,5% з/к осуществили хоть сколько бы значительный вклад в Индустриализацию могут только конченые дебилы, блядь - или сознательные моральные пидарасы.
    Вы - из каких будете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот статистика от российских РИА Новости на основе данных российского МВД.
      https://ria.ru/infografika/20121030/907835861.html

      Удалить
    2. ты и есть дебил, откуда эти цифры, сами рисуете

      Удалить
    3. В Рыбинске было шесть лагерей. А сколько таких Рыбинсков в стране

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. победителей не судят, ими гордятся

    ОтветитьУдалить
  6. победителей не судят, ими гордятся

    ОтветитьУдалить
  7. Как продолжение статьи можно рассказать как американские благотворители подкармливали голодающее население Украины и Поволжья в результате рукотворного голодомора 1921 года https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D0%B5_(1921%E2%80%941922)

    ОтветитьУдалить
  8. Один из источников средств для индустриализации - Торгсин. Торгсин открыли в июле 1930 года, но поначалу он обслуживал только иностранных туристов и моряков в советских портах. Исчерпание золотовалютных запасов и нужды индустриализации заставили сталинское руководство в 1931 году — апогей безумства индустриального импорта — отворить двери торгсинов советским гражданам. В обмен на наличную валюту, золотой царский чекан, а затем и бытовое золото, серебро и драгоценные камни советские люди получали деньги Торгсина, которыми платили в его магазинах. С допущением в Торгсин голодного советского потребителя сонная жизнь элитных магазинов закончилась. Сияющие зеркалами торгсины в крупных городах и неприглядные лавчонки в богом забытых селениях — торгсиновская сеть покрыла всю страну.
    Скорбным триумфом Торгсина стал страшный 1933 год. Счастлив был тот, кому было что сдать в Торгсин. В 1933 году люди принесли в Торгсин 45 т чистого золота и почти 2 т серебра. На эти средства они приобрели, по неполным данным, 235 000 т муки, 65 000 т крупы и риса, 25 000 т сахара. В 1933 году продукты составляли 80% всех проданных в Торгсине товаров, причем на дешевую ржаную муку приходилась почти половина всех продаж. Умиравшие от голода меняли свои скудные сбережения на хлеб. Зеркальные магазины деликатесов терялись среди мучных торгсиновских лабазов и дерюги мешков с мукой. Анализ цен Торгсина свидетельствует о том, что во время голода советское государство продавало продовольствие своим гражданам в среднем в три раза дороже, чем за границу.
    За время своего недолгого существования (1931-й — февраль 1936-го) Торгсин добыл на нужды индустриализации 287,3 млн золотых рублей — эквивалент 222 т чистого золота. Этого хватило, чтобы оплатить импорт промышленного оборудования для десяти гигантов советской индустрии — «Магнитки», Кузнецка, ДнепроГЭСа, Сталинградского тракторного и других предприятий. Сбережения советских граждан составили более 70% торгсиновской скупки. Имя Торгсин — торговля с иностранцами — фальшиво. Честнее было бы назвать это предприятие «Торгсовлюд», т. е. торговля с советскими людьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стоимость лжеиндустриализации ( в реальности это была милитаризация экономики) оценивается в 9 млрд долларов или 9 000 тонн золота.
      Что такое 222 т. против 9000 тонн. Это жалкие 2 % с небольшим. Подобные суммы дала и торговля хлебом за бугор. Все валютные доходы СССР с 17 по 41 годы по сумме , не дали и 10 % от стоимости лжеиндустриализации; которая была бизнес вложением мировой мафии сатанистов ( они себя называют богоизбранными) в проект 2 МВ. Проектируемая грандиозная бойня, взаимоуничтожение русского и немецкого народа мафия выполнила полностью и вернула вложения стократно.

      Удалить
  9. Стратегия умного руководителя в разрушенном гражданской войной и интервенцией Антанты Советском Союзе. Сталин начал создание СССР с сохой, а закончил разгромом фашистской Германии, которую поддержала вся Европа и Япония - самые в то время индустриально развитые страны.
    Нам бы нынче не потерять мировое лидерство в развитии России.
    Россия вперёд.

    ОтветитьУдалить
  10. ВСЕ ПРОЧИТАЛИ ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВО О том, КАК Я ПОЛУЧИЛ КРЕДИТ ОТ ЗАКОННОЙ И НАДЕЖНОЙ КРЕДИТНОЙ КОМПАНИИ Меня зовут Кьерстин Лис, я искал кредит для погашения своих долгов, все, кого я встречал, мошенничали и забирали мои деньги, пока я наконец не встретил мистера Педро Он смог дать мне кредит в размере 450 000 рупий. Он также помог некоторым другим моим коллегам. я говорю как самый счастливый человек во всем мире сегодня, и я сказал себе, что любой кредитор, который спасет мою семью от нашего бедственного положения, я скажу имя всему миру, и я так счастлив сказать, что моя семья вернулся навсегда, потому что мне нужен был кредит, чтобы начать свою жизнь сначала, так как я мать-одиночка с 3 детьми, и весь мир, казалось, висит на мне, пока я не имел в виду, что БОГ послал кредитного кредитора, который изменил мою жизнь и что из моей семьи, БОГОбоязненный кредитор, мистер Педро, он был Спасителем, которого БОГ послал, чтобы спасти мою семью, и сначала я думал, что это будет невозможно, пока я не получу свой кредит, я пригласил его к моей семье получить- совместная вечеринка, от которой он не отказался, и я посоветую любому, кто действительно нуждается в кредите, связаться с г-ном Педро по электронной почте (pedroloanss@gmail.com), потому что он самый понимающий и добросердечный кредитор, которого я когда-либо встречал. с заботливым сердцем. Он не знает, что я делаю это, распространяя свою доброжелательность ко мне, но я чувствую, что должен поделиться этим со всеми вами. Свяжитесь с подходящей кредитной компанией. Электронная почта: pedroloanss@gmail.com

    ОтветитьУдалить