вторник, 23 мая 2017 г.

Трудовое воспитание школьников в СССР

Активно привлекать учащихся к труду было решено сразу же после того, как установившаяся советская власть упразднила прежнюю систему народного образования. Взамен прежних гимназий, начальных, народных, церковных и прочих типов школ создавалась Единая трудовая школа, в которой, как понятно из самого названия, детям планировалось не только давать знания, но и учить их «не быть белоручками». Для этого предполагалось, что школьников станут обучать навыкам различных специальностей, что позволит им быстрее стать квалифицированными рабочими и влиться в ряды пролетариата.


В целом идея выглядела привлекательно: квалифицированный мастеровой даже до революции считался уважаемым человеком и зарабатывал на уровне обер-офицера. Однако, как всегда, планы выглядели гладко лишь на бумаге. Уже в 1919 году член комиссии по просвещению и жена Ленина Надежда Крупская писала: «Учёба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках. Школу сплошь и рядом превращали в какую-то мастерскую, где неумеющие учителя обучали детей строгать, лепить, кроить».


Тем не менее идея, что советский ребёнок обязан учиться труду, чтобы затем начать работать на пользу государству, осталась главенствовать в школе: стране были нужны рабочие кадры. Правда, попытка превратить школы в трудовые училища провалилась. Как пишут в своей статье «Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития» Игорь Гребнев и Дарья Сомова, уже в 30-е годы изменения в обществе и науке шли такими темпами, что школьники видели себя в мечтах не токарями, а покорителями воздуха. Осознали это, видимо, и власти, поскольку в 1937 году отдельные уроки труда были отменены в пользу изучения основ наук. Вновь возвратиться к прежней системе решил Никита Хрущёв. В ходе состоявшегося весной 1956 года XX съезда КПСС первый секретарь ЦК заявил, что выпускники школ не готовы к практической работе на предприятиях народного хозяйства, а потому учащихся надо начать активно привлекать к труду на заводах, в колхозах и мастерских. Больше того, как полагал Хрущёв, принимать в высшие учебные заведения также стоило лишь тех, кто отработал два года на производстве. Таким образом, по мнению главы КПСС, от учёбы в институтах и университетах отсекались «блатные» дети. Такой подход вызвал в обществе заметный ропот.

Причём против идей Хрущёва выступали не только представители номенклатуры, не желавшие, чтобы их отпрыски на пути к диплому сперва трудились у станка. Так, лидеру страны пытались объяснить, что трудоустраивать эти миллионы выпускников будет просто некуда. В свою очередь, в Академии педагогических наук и даже в ЦК упирали на другое – чтобы догнать и перегнать США, нам нужны физики, химики и математики, а не слесари и электромонтёры, а потому давайте развивать в школах прежде всего науку! ПО ТЕМЕ 1180 Васильева «обеими руками» поддерживает трудовое воспитание школьников Глава Министерства образования РФ Ольга Васильева поддерживает законопроект о трудовом воспитании школьников. Кроме того, она одобрила предложение ОНФ о создании волонтерских бесплатных кружков и секций в школах небольших населенных пунктов.

Увы, эти голоса не были услышаны – в декабре 1958 года Верховный Совет принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», предписывавший с 15 лет включать всю советскую молодёжь в общественно полезный труд и «всё её дальнейшее обучение связывать с производительным трудом в народном хозяйстве». Но и этого показалось мало. Ведь если приучать подростков к труду, то почему бы им самим не заняться уборкой и ремонтом школ? В конце концов, швабра и тряпка тоже способны привить чувство ответственности, а экономия на уборщицах поможет бюджету. Так, в июне 1959 года вышло постановление № 603 «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, ПТУ, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях». Как говорилось в тексте, целью данной инициативы являлось обучение детей навыкам общественно полезного труда. Однако по факту труд этот оказался скорее общественно опасным. Швабра, тряпка, гепатит Понятно это стало спустя семь лет, когда органы здравоохранения союзных республик провели в школах массовую проверку осуществления «работ по самообслуживанию».

В результате, как пишет доктор исторических наук Галина Иванова, министр здравоохранения СССР академик Борис Петровский направил в ЦК докладную записку с шокирующими выводами. В документе указывалось, что в подавляющем большинстве проверенных школ работы проводятся без учёта возраста, пола, физических возможностей и состояния здоровья детей. В частности, детей заставляют таскать тяжёлые парты, натирать полы и мыть окна, расположенные в том числе на верхних этажах. При этом во многих школах нет не только перчаток, но даже горячей воды, из-за чего ученики пользуются холодной и зимой из-за этого повально болеют. В свою очередь, мытьё туалетов в таких условиях вызвало резкий рост заражения гельминтами и острыми кишечными инфекционными заболеваниями. Так, по приведённым Петровским данным, после выхода постановления о самообслуживании школьники в Тбилиси стали чаще болеть: гельминтами – в 1,5 раза, дизентерией – в 2 раза, а инфекционным гепатитом – в 25 раз! Вспышки инфекционного гепатита также произошли в 243 школах Москвы. В школах Белоруссии показатель заражённости гельминтами у детей доходил до 65%, а в Молдавской ССР – до 42%. И это ещё при том, что медики на местах регулярно проводили мероприятия по дегельментизации.

Таким образом, делал вывод академик Покровский, замена уборщиц на школьников ведёт не к повышению уровня трудолюбия у детей, а к тотальному ухудшению их здоровья. Однако, несмотря на то что доводы министра в ЦК признали заслуживающими внимания, отмену системы самообслуживания в школах сочли несвоевременной мерой. «Дети потеряли у нас иммунитет» Впрочем, даже дизентерия и гепатит казались сравнительно небольшой бедой в сравнении с угрозой, подстерегавшей школьников. Согласно сложившейся практике трудовое воспитание деревенские дети проходили, работая на полях, оказывая взрослым помощь в «борьбе за урожай».

Занятия на свежем воздухе считались даже полезными для здоровья, при этом никто не обращал внимания на один аспект. Заговорить о нём решилась представитель Министерства здравоохранения СССР М.И. Никольская, неожиданно взявшая слово в ходе проходившего осенью 1967 года Всесоюзного семинара по вопросам охраны природы. «Приведу такой пример. Вы знаете, что хлопок обрабатывается до 12 раз ядохимикатами. Летит самолёт, и за ним – хвост ядохимикатов. А что идёт за этим хвостом на другой день? Хвост детей в поликлиники и больницы», – заявила она. Проблема действительно была налицо – в советском сельском хозяйстве в то время активно внедрялись пестициды. Однако опыт правильного обращения с ними в большинстве случаев отсутствовал, а безответственность и разгильдяйство усугубляли ситуацию.

«Посмотрите все до одной записи врачей в поликлиниках, и вы не найдёте записи: «токсикоз, отравление ядохимикатами», а что угодно другое, – продолжала Никольская. – Очень часто даётся диагноз, почему погиб человек, и, оказывается, найдены в трупе ядохимикаты. Но в диагнозе поликлиники этого нет, и, как правило, эти материалы не анализируются. Дети потеряли у нас иммунитет, и наблюдается колоссальная заболеваемость аллергией. Вы знаете из литературы, что в Америке, со времени широкого применения ядохимикатов, рак почек у детей вышел на первое место по смертности, и сейчас рак почек нарастает у нас. В Молдавии, как только стали больше применять ядохимикаты, резко возросли заболевания крови у детей – или лейкоз, или рак крови. Распространяется также опухоль лёгких».

Источник https://versia.ru/k-chemu-privodilo-trudovoe-vospitanie-shkolnikov

Комментариев нет :

Отправить комментарий