вторник, 7 февраля 2017 г.

Союз воинствующих безбожников

7 февраля 1925 года руководитель антирелигиозной пропаганды в СССР Емельян Ярославский основал Союз воинствующих безбожников. К 1940-му году численность этой организации составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан. Союз воинствующих безбожников был официально распущен только в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.



Если в Советском Союзе середины 80-х годов прошлого века не было секса, то в молодой советской республике начала 40-х не было Бога. По крайней мере, на то, чтобы донести эту передовую мысль до полуграмотного пролетариата и крестьянства, была направлена вся антиклерикальная политика СССР.


С 1932 года печатные станки Государственного антирелигиозного издательства (ГАИЗ) работали без остановки, помогая активистам антирелигиозного движения бороться с «опиумом для народа». Объему госзаказов ГАИЗа сегодня позавидовал бы любой современный издательский дом. Еще бы — ведь правильную, до запятой выверенную «просветительскую» литературу по самым различным вопросам атеизма и религии выпускали только здесь — от школьных антирелигиозных учебников и методических пособий об отношении марксизма-ленинизма и Компартии к религии до периодики.


Координировал ГАИЗ Центральный совет Союза воинствующих безбожников (впрочем, воинствующими они стали только в 30-е годы, до этого были просто безбожниками). К 1940-му году численность Союза составила около 6 миллионов человек, которые гордо носили в кармане удостоверение «безбожника» и считали себя идейными борцами с религией во всех её проявлениях. Из под пера его членов в 20-е годы выходили ежемесячные журналы «Революция и церковь», «Безбожник у станка», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники», «Безбожный крокодил», «Наука и религия»(в том числе на татарском языке «Орен-ым-Дин» — для антирелигиозников мусульманских народностей). Примечательно, что британский парламент тогда запретил ввозить в страну «Безбожника» как аморальное издание. Кроме этих центральных журналов, в СССР имелось несметное количество провинциальных антирелигиозных газет, вестников, «уголков безбожника» в стенных газетах, школах, клубах и читальнях. Собрания, демонстрации и митинги безбожников были неотъемлемой частью воспитательного процесса в школах и высших учебных заведениях. Активисты ходили по дворам с лекциями о вреде религии, а иногда устраивали и «рейды» по частным квартирам — искали в них иконы и стыдили несознательных граждан.

Главным редактором большинства изданий ГАИЗа значился Емельян Ярославский — бессменный лидер Союза безбожников. Его книги «Библия для верующих и неверующих», «Русские святые перед судом истории», «Нужен ли колхознику Бог?», «Атеизм Пушкина», «Как родятся, живут и умирают боги и богини» и т.п. издавались ГАИЗом 100-тысячными тиражами, а затем оптом закупались районными партийными ячейками для бесплатного пополнения фондов, скажем, заводских библиотек.


Именно Ярославский в свое время составлял списки запрещенных книг и музыкальных произведений. Интересен еще один деятель антирелигиозного движения Д.Е. Михневич. В свободном электронном доступе до сих можно найти еще одно издание под его авторством, датированное 1953 годом: «Очерки из истории католической реакции. Иезуиты». Вот как сам он описывал свое произведение: «Пропагандистский памфлет против «Общества Иисуса», католической Церкви и Запада вообще. Собраны все возможные и невозможные обвинения, произведённые в течение веков протестантскими, православными и коммунистическими авторами. Местами вызывает приступы смеха». Как говорится, комментарии излишни.

Девизом Союза Воинствующих безбожников была знаменитая: «Религия — опиум для народа». Разумеется, фраза эта ушла в народ не из антирелигиозного ежедневника 40-х годов, а благодаря всенародной любви к роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и к его последующим экранизациям. «Почём опиум для народа»? — риторически спрашивал Остап Бендер у отца Федора. Ответить на этот вопрос вряд ли сумел бы и сам Карл Маркс, одним из первых использовавший это образное определение религии в 1843 году в работе «К критике гегелевской философии права». Впрочем, Маркс вкладывал в свои слова о религии совершенно иной смысл, подразумевая под «опиумом» лекарство от душевных и физических мук. Как это было принято у большевиков, фразу выдернули из контекста и «бросили в массы». Много позже Иосиф Бродский в «Речи о пролитом молоке» обратит внимание на богоборцев:

Нынче поклонники оборота
«Религия — опиум для народа»
поняли, что им дана свобода,
дожили до золотого века.
Но в таком реестре (издержки слога)
свобода не выбрать — весьма убога.
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека».


Активная «богоборческая» деятельность Ярославского не прибавила ему популярности. Как и другой видный пропагандист того времени — Йозеф Геббельс (обычно изображавшийся карикатуристами в виде сидящей на плече у Гитлера обезьянки) — Емельян Ярославский снискал себе славу «цепного пса» сталинского режима. Отношение это отражалось в подпольных карикатурах, каждая из которых могла в то время стоить жизни не только автору, но и всей его семье.

В 1943 г главный воинственный безбожник — Емельян Михайлович Ярославский скончался. После смерти Ярославский был кремирован, а урна с его прахом вмонтирована в Кремлёвскую стену на Красной площади — совсем рядом с его элитным ЦКвским домом в Романовом переулке (в советское время — улице Грановского). Наконец, сам Союз воинствующих безбожников был официально распущен в 1947 году, а его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в нем составили те же самые кадры, которые ранее назывались безбожниками.


В  современной России, идейное наследие Ярославского никем официально не осуждено. Так что — наряду с повсеместным воссозданием церквей — именем Ярославского до сих пор названы улицы городов России.

По материалам http://little-histories.org/2013/08/18/опричники/

Комментариев нет :

Отправить комментарий