"Знамена у вас будут не красно-коричневые, а – например – черно-оранжевые.Вы будете на своих собраниях кричать не «хайль», а, скажем, «слава!».Не будет у вас штурмбаннфюреров, а будут какие-нибудь есаул-бригадиры,но сущность фашизма – диктатура нацистов – останется..."
9 мая давно стало чем-то большим, чем просто праздник и вышло за пределы одного дня в году. Георгиевская лента перекочевала на флаги общественных организаций и даже стала символом освобождения от фашизма в реальной войне на Донбассе (по крайней мере для тех, кто искренне так считает). Ветераны ВОВ стали живым воплощением идеологии и желанными гостями на любом мероприятии.
Как же вышло, что трагедия, стоившая жизни 27 млн. граждан СССР и покалеченных судеб людей, вдруг превратилась в праздник с парадами, бравурными речами и цементирующим раствором Русского Мира? Почему война и ее последствия, которые в других государствах воспринимаются как трагедия, и выбранный день в году служит днем скорби и поминовения всех погибших, превратились в некий идеологический концепт? А уместный в данном случае Культ Павшего Солдата превратился в Культ Ветерана?
Сразу после войны этот день три года был выходным, затем, согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1947 года, день 9 мая - праздник победы над Германией стал считаться рабочим днем. При Сталине не было ни встреч ветеранов, ни парадов. Генералиссимус не считал этот день календаря чем-то выдающимся, а людей, прошедших сквозь войну - достойными уважения и благодарности. Репрессивная машина, остановленная на период войны заработала вновь и некоторые фронтовики, особенно бывшие военнопленные, оказались в ГУЛАГе. Если попавшие в плен были просто названы предателями, то фронтовики представляли идеологическую опасность - они видели освобождаемый мир Европы, который резко контрастировал с советской действительностью, даже несмотря на военную разруху.
В первом же послепобедном материале «Правды» утверждалось, что победу «организовала наша непобедимая большевистская партия, партия Ленина-Сталина, к ней привел нас великий Сталин… Да здравствует наша великая сталинская Победа!». Победа принадлежала только одному человеку, народ в этом деле был абсолютно лишним. Поэтому наивно выглядит Сталин, откровенно пренебрегавший ветеранами и самим событием, как символ Победы, на автобусах и пафосных плакатах.
Ситуация резко изменилась при Брежневе. Была учреждена юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Юбилейная медаль (впоследствии, каждые 10 лет учреждалась новая) была частью «реабилитации» 9-го мая, который в 1965 году стал вновь праздничным днем. В этом же году появились указы Президиума Верховного Совета СССР об утверждении почетного звания «город-герой», которое было присвоено Москве, Ленинграду, Волгограду, Киеву, Одессе, Севастополю и «крепость-герой» Брестской цитадели. 9 мая был проведен военный парад с участием бронетехники, а вечером в крупнейших городах СССР вновь прозвучали залпы артиллерийских салютов. Именно тогда и заработал тот самый Культ Победы ненадолго оборвавшийся в 90-е гг. Первые 5 лет после развала СССР парады на Красной площади не проводились вовсе, а с 2008 года в парадах вновь стала участвовать военная техника, как символ военной мощи России.
Культ Победы при Брежневе имел высокопарную цель - пропаганда превосходства Коммунистической Идеологии через победу коммунизма над фашизмом и милитаризмом. Парады являлись открытой демонстрацией военной мощи СССР. По брусчатке Красной Площади проезжали тяжелая бронетехника, ракетное оружие, а в небе пролетали реактивные истребители. Гражданам страны и окружающему миру давался вполне четкий сигнал от страны-победительницы во Второй Мировой. Именно поэтому Победа, - не день скорби по погибшим и прославление павших героев, - это превосходство государственной машины, где люди всего лишь расходный материал.
Но есть еще один тонкий аспект - Победа явилась сокрытием и искуплением преступлений большевизма. Причем этот момент достаточно четко прослеживается и сейчас, когда сворачиваются исследования архивов НКВД, правозащитные организации вроде "Мемориала" открыто подвергаются гонениям. Сталин медленно, но верно, монтируется в сознание людей как собиратель уже не советских, а русских земель. Не укладывающаяся в голове жестокость коммунистического режима отодвигается на второй план за Победу и Индустриализацию. Развенчание культа личности на XX съезде ограничилось лишь осуждением репрессий в отношении партийного руководства. А 25 января 1960 г. окончательно прекратил свое существование ГУЛаг, но миллионы людей, прошедших через репрессивную машину остались - кто-то опустошенный, а кто-то с ненавистью к поработившей его власти. Мнимых преступников, "отсидевшихся" и умерших в лагерях, затмили собой ветераны-герои.
Культ ветеранов использует ключевые основы нравственности и морали любого человеческого сообщества - уважение к умершим, заботу о стариках, общее почитание предков и героев, отдавших свою жизнь за правое дело. Гипертрофированное использование образа ветерана в СМИ и пропаганде у части интернет сообщества, разумеется, не могло не вызвать отторжение и насмешки. "Ветеран" стал своеобразным интернет-мемом.
Разумеется, часть российского общества и представители власти наивно полагают, что "ублюдки" попросту насмехались и продолжают насмехаться над стариками и их героическим прошлым. Но основа явления осталась непонятой - это реакция на лицемерие и перегибы пропаганды. О стариках вспоминают исключительно ближе к знаменательным датам и используют в пиар-акциях политических и общественных организаций. "Забота о ветеранах" крайне навязчива и регулярно звучит из уст чиновников, общественных и культурных деятелей любого уровня. Настоящих ветеранов осталось не так много, куда меньше чем 40 млн российских пенсионеров, 650 тыс. детей-сирот и других социально-незащищенных категорий граждан Российской Федерации. Культ прекрасно прикрывает изъяны российской действительности, поднимает патриотический настрой и похоже даже позволяет сэкономить бюджет, обходя гробовым молчанием социальную сферу общества.
Сейчас, когда стержень коммунистической идеологии отсутствует, милитаризм Победы смотрится в современном мире потребления архаично. Ветеранов почти не осталось. Но парадоксальным моментом является то, что с совокупности с авторитаризмом в России, культом одной известной личности, явным антилиберальным и антизападным настроем общества и даже с территориальными притензиями к соседним слабым государствам - мы имеем абсолютно точное попадание в фашизм. Ведь Мировой Коммунизм и свойственный ему Интернационализм ушли, ушел и безликий "советский народ", а их место заняли Русский мир и Русский народ-победитель. Оголтелый псевдонационализм по существу единственное, что отличает национал-социализм от социализма советского.
Разумеется, как средневековая Святая Инквизиция и Большевистская Перманентная Революция - это разные исторические явления с общей целью - уничтожение ради Идеи людей, которые по определенным критериям не вписываются в выстраиваемое общество, так и фашизм в XXI веке адаптируется под новые условия. Глупо напрямую сравнивать нынешний режим в России с Третьим Рейхом или более подходящим корпоративным фашизмом по Муссолини. Здесь более близки термины парафашизм или даже левый фашизм.
Начало правления Брежнева ознаменовало собой эпоху "застоя", а генезис современной российской власти прослеживается достаточно четко - именно в 70-е гг. СССР после нефтяного кризиса 1973 г. плотно подсел на нефтедоллары , что вызвало критическую зависимость СССР от импорта западных технологий, а коррупция достигла небывалых размеров. В конце 1991 г. развалился СССР, Октябрьский путч 1993 г. был всего лишь внутренней разборкой, - лица у власти остались те же, - люстрации не произошло, а лучшие молодые годы современной бывшей номенклатуры, комсомольцев и кгбэшников в аккурат приходятся на застойный период. И тогда и сейчас нужно было оправдывать неэффективную государственную власть и повсеместную коррупцию, а нет ничего лучше старой отработанной схемы "патриотизм — последнее прибежище негодяя". Плюс показушничество в массштабах всей страны и планеты - Олимпиада 1980 и 2014, экономически неэффективные стройка БАМа и Сколково (от обратного сначала строим Кремниевую Долину и ждем слета ИТ-инвесторов) и Форум АТЭС-2012 во Владивостоке (с нужными, но бессмысленными мостами на незаселенный Русский Остров).
У главного современного символа Победы тоже своя интересная история - он появился в 2005 г., как ответ на Оранжевую Революцию в Украине. Кремль испугался не на шутку - ненасильственная смена власти простыми людьми на Майдане, да еще и на фоне протестных настроений в российском обществе могли стать крайне заразительным примером. Георгиевская лента стала олицетворять борьбу с западными ценностями и "бандеровским" фашизмом, завязанную на Победу Великой отечественной над нацизмом и "освобождением" Восточной Европы - то что западная демократия и фашизм - разнополярные и взаимоисключающие явления никого не смущает, причем, до сих пор. Разницу между фашизмом и национализмом/национальным сепаратизмом легко вуалирует коммунистический ярлык "фашисты", который вешался на любое неугодное явление. В 2014 году "Евромайдан" украинскому народу уже не простили и дело не ограничилось георгиевскими лентами и газовыми войнами.
Сейчас Победа и георгиевская лента стали символом конфронтации России с остальным миром. 9 мая уже не просто один день в году - это четкая база для идеологии. Это и символ сепаратизма на Донбассе, люди на одежде отмечают ей свою гражданскую позицию, это флаг псевдообщественных организаций Национально-Освободительное Движение и Антимайдан. Тема Великой Отечественной, ветеранов и значимых событий войны регулярно освещаются в СМИ в течение всего года и легко вплетаются в любые общественные мероприятия. Победа теперь качественный политический продукт внутреннего потребления - это легитимизация власти и надежный способ оправдать любые ее действия на международной арене. На этом фоне трагедия миллионов людей просто потеряла свою остроту.
Комментариев нет :
Отправить комментарий