четверг, 8 сентября 2016 г.

Как американцы закаляли советскую сталь.

История отношений большевиков с западными государствами с самого октябрьского переворота отнюдь не односторонняя. С одной стороны, государства Антанты, конечно, не порадовал выход России из Первой мировой войны и заключения ею сепаратного мира с Германией. С другой - Англия, Франция, США и Япония не слишком рвались поддерживать Белое движение - оно явно не имело ни поддержки населения, ни значительных военных сил. Прагматичным англичанам было несколько трудно понять логику Деникина, который, направляясь в Москву, вспомнил лозунг «Единая и неделимая!" И вдруг развернул дополнительный фронт против украинского войска Петлюры (за что тот подбросил патронов веселым ребятам батьки Махно, а те стремительным рейдом разрушили весь белый тыл). К тому же большевики всячески выражали желание заключить с Западом мирное соглашение и наладить экономическое сотрудничество.

В феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой".

Большевики имели немало причин для такого миролюбия. До сегодняшнего дня историков волнуют вопросы: о чем через своих посыльных Ганецкого и Радека говорил Ленин с немецким миллионером-авантюристом Александром Парвусом; при каких условиях накануне 17 октября лопнул в Нью-Йорке банк родного брата Якова Свердлова Вениамина или кто оплачивал безбедное проживание в Нью-Йорке гражданина США Льва Троцкого - создателя и главнокомандующего Красной армии? Вероятно, имели большевики на Западе и надежные связи, и значительные интересы.

Уже 24 октября 1918 большевистский нарком по иностранным делам Георгий Чичерин писал президенту США Вудро Вильсону: «...прекратят ли правительства США, Англии и Франции требовать крови народа России и желать смерти ее граждан, если народ России согласится заплатить им выкуп? .. Хотят ли они концессий, хотят ли они железных дорог, рудников, золотых запасов, или хотят территориальных уступок, например, доли Сибири или Кавказа, или Мурманского побережья? ».

13 января 1919 во время встречи с советником американского посольства в Лондоне Уильямом Батлером заместитель Чичерина Максим Литвинов заявил, что большевики в обмен на мир готовы «... признать иностранные долги, прекратить пропаганду мировой революции, объявить амнистию противникам большевизма и предоставить право на самоопределение Польши, Финляндии и Украины ».

Неудивительно, что переговоры велись только с американцами. Англия еще окончательно не определилась со своим отношением к большевизму. А Франция вообще призвала оказать помощь белым и даже высадила свои войска в Одессе (их выбили оттуда даже не большевики, а украинские повстанцы атамана Григорьева). Однако вскоре страны Антанты отказались от поддержки антибольшевистских сил. Собственно, большевики, белые, Ленин, Деникин - для западных держав все они были русскими, а гражданская война - внутренним делом России.

17 ноября 1920 британский премьер-министр Ллойд Джордж заявил о необходимости экономической сотрудничества с Советской Россией: «Большевики готовы платить золотом, а вы не хотите его брать. Но торгуем же мы с людоедами с Соломоновых островов? ». 18 ноября 1920-го британский Кабинет согласился заключить с большевиками соглашение об экономическом сотрудничестве. Это стало сигналом для США, Франции и нейтральных государств.Фактически Запад признал большевистскую власть.

За власть концессий


21 ноября 1920 Совнарком СССР принял Декрет о концессиях. Документ отмечал: «Процесс восстановления производительных сил России, а вместе с тем и всего мирового хозяйства может быть ускорен многократно за счет привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций к делу добычи и переработки природных богатств России ». Объявить НЭП и открыть экономику СССР для иностранных компаний - на такое не решалось даже царское правительство. Искренность концессионной политики большевиков впечатляет.

Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал: «Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой». Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

В СССР о Ленском расстреле слышал, наверное, каждый, именно с этим событием связывали появление псевдонима «Ленин» в социал-демократа Владимира Ульянова. Но мало кто знает, что одной из пострадавших сторон этой трагедии была британская компания Lena Goldfields, которая владела 66% акций золотых приисков на реке Лена. Вследствие расстрела рабочей забастовки доля акций компании снизилась до 17%. Но после Декрета о концессиях Lena Goldfields снова вернулась на российский рынок, теперь уже как владелец 93% акций приисков. Английским бизнесменам можно было не бояться больше рабочих забастовок - теперь об их покой заботились крепкие ребята из Объединенного государственного политического управления. Ошалев от такой искренности, англичане взяли в концессию еще три металлургические заводы и три угольных месторождения.

А вот еще один пример концессионной деятельности большевиков. Осенью 1921 года с Лениным встретился молодой бизнесмен из США Арманд Хаммер. А уже 27 октября 1921 Наркомат внешней торговли СССР и компания Хаммера заключили соглашение о поставках в СССР 1 млн бушелей американской пшеницы в обмен на меха, черную икру и драгоценности, собранные в советском Гохране. В будущем Хаммеру суждено стать миллионером, фигурантом уотергейтского скандала, топ-менеджером нефтяной компании Occidental Petroleum и «официальным другом» СССР. А в октябре 1921-го он только окончил Колумбийский университет по специальности врача.

Всего в СССР насчитывалось около 350 промышленных и торговых иностранных концессий. Сделки с некоторыми компаниями (например, японской Hokushinkai oil concession) должны были продлиться до 1975 года. Однако концессионное эпопея закончилась 27 декабря 1930-го, когда постановлением Совнаркома все концессионные соглашения были аннулированы. Это решение вызвало настоящую бурю в среде западных бизнесменов. В мире бушевала Великая депрессия, а тут ... Правительство США планировало призвать мир к введению санкций против СССР.Но советский нарком по иностранным делам Максим Литвинов лично посетил США и заверил правительство: Америка обиженной не останется.

Кадры из США решают все


Отмена концессий в СССР совпало со сменой руководства страны. Группу «Троцкого - Зиновьева» от власти был отстранен. СССР овладела команда партийных вожаков, которую возглавлял генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин. Сейчас в России Сталина стало модно называть эффективным менеджером. Даже среди украинских политиков и журналистов не хватает лиц, которые отмечают, мол, Голодомор - это страшная трагедия, но было построены заводы, фабрики, железные дороги, электростанции.

Поэтому стоит подробнее рассмотреть, из чего состояла «эффективность» кремлевского красного менеджера. Профессор Иркутского госуниверситета Марк Меерович утверждает, что уже упомянутый ГИПРОМЕЗ действительно имел отношение к проектированию заводов в СССР, но не как проектная организация.Его настоящим задачей был анализ западных технологий и подбор фирм, которые взялись бы спроектировать для большевиков завода в кратчайшие сроки. После чего они приобщались к работе по прямым (через «Амторг») и косвенным (через советские проектные организации) заказам советского правительства.Исследовав рынок США и Европы, институт нашел нужного подрядчика - проектную компанию Albert Kahn Associates Incorporated из Детройта, которой руководил знаменитый американский инженер-архитектор Альберт Кан.

Альберт Кан (1869 — 1942) - , основатель детройтского бюро Albert Kahn Incorporated, один из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки; строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев.

60-летний Кан был настоящей звездой американского промышленного проектирования. Его компания построила заводы Packard, Ford и многие другие.Кан разработал принципиально новую систему организации проектных работ.Пакет чертежей объекта его компания выдавала за неделю, а готовое здание возводилось за пять месяцев. Ничего подобного тогда не было не только в СССР, но и во всем мире. В 1929 году, в разгар Великой депрессии, компания Кана неожиданно получила заказ на проектирование Сталинградского тракторного завода. Завод был своевременно спроектирован и построен в Чикаго, после чего его разобрали, перевезли в СССР и смонтировали на том месте, где он стоит сейчас. «В феврале 1930 года Стройобъединение ВСНХ СССР заключило новое соглашение, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству», - сообщает профессор Меерович.

Фирме Кана было предоставлено заказов на 2 млрд тогдашних долларов ($ 220 млрд на нынешние деньги). Детройтская проектная фирма просто не успевала выполнять такой объем работ, и поэтому в Москве был создан институт «Госпроектстрой», где работали 25 американских инженеров во главе с братом Альберта Кана Морисом. Их работу должны обеспечивать еще 1500 советских работников. По данным англоязычного сектора Википедии, в СССР компания Кана с 1929 по 1932 год спроектировала и построила 521 завод. Одна компания физически не могла переварить такой объем работ, поэтому она всячески подключала фирмы-смежники: «Франк и Чейз» - литейное производство, «Смит» - кузнечное, «Вестинхауз» - электрическое и т.д.

Именно американские фирмы под прикрытием советских институтов осуществляли индустриализацию СССР. Именно среди них надо искать проектировщиков комбината «Запорожсталь» и других заводов Запорожья, Днепропетровска, Харькова, Донецка и др.. И не только заводов. У предприятий возводили многочисленные жилые массивы - соцгородка. Строительством руководили два тресты: Гипроград (инженеры из США) и Стандартмистпроект (инженеры из Германии). Немецкие группы инженеров Эрнста Мая и Ханса Майера были авторами многочисленных проектов жилмассивов современных промышленных городов Украины. Американский исследователь Вальтер Дюн утверждает, что плотина Днепрогэса также возводилась по проекту американской компании Freyn Engineering Company of Chicago под присмотром ее инженеров. Шеф-консультант строительства полковник Хью Купер был награжден орденом Трудового красного знамени. А генераторы Днепрогэса по индивидуальному заказу построил американский концерн General Electric. Последнюю информацию подтверждает официальный сайт концерна.

Хью Линкольн Купер (1865-1937) - американский полковник и известный инженер, главный консультант проекта Днепростроя с американской стороны (1927-1932). По завершении строительства был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Американская мечта


Как же иностранцам жилось в стране Советов. Немецкий архитектор Рудольф Вольтерс вспоминал, как советские сотрудники постоянно говорили ему: «Вы должны читать газеты. То, что вы видите собственными глазами, вызывает у вас ложные впечатления о нашей системе ». Впечатления иностранных специалистов действительно создавали слишком разительный контраст с большевистской пропагандой. В Запорожье и сейчас рассказывают басни о том, как американские инженеры бились об заклад, сколько времени советские строители будут давать согласие мешать бетон собственными ногами? Даже официальная история Запорожье признает, что в домах соцгородка (район застройки 1930-х у Днепрогэса) жили преимущественно инженеры Днепростроя, «американские консультанты» и «ответственные работники компетентных органов». Строители же смаковали нищетой в бараках рабочих лагерей. Большинство «ударников индустриализации» - это крестьяне, бежавшие из своих деревень, там свирепствовал Голодомор.

Американский фотограф Джеймс Эббе, СССР, 1932 г. Перевод оригинальной подписи: Это фото показывает дома рабочих Днепростроя и ребенка одного из них, повернувшегося спиной.

Американские инженеры были шокированы условиями строительства в Советском Союзе. «Вместо экскаваторов - землекопы, вместо бетономешалок - деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников - люди, которые перебрасывают кирпичи руками и нещадно их бьют. На тяжелых работах задействовано немало женщин », - делился впечатлениями американский инженер Гарри Майтер.Еще больше проблем создавали откровенно паршивые поставки и низкое качество руководящих кадров. Разъяренный Гарри Майтер жаловался: «У вас есть планы и графики, но нет бетона и гравия. У вас есть инженеры-прорабы, но они отсиживаются в конторе, когда их место на стройплощадке. Они саботируют наши указания, переделывают наши проекты, экономят на качестве, разрушая все дело! "

Компетентность советских инженеров действительно не выдерживала никакой критики. Альберт Кан жаловался: «Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских инженеров и архитекторов. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертежной работы. Они стали чертежниками вместо того, чтобы быть руководителями чертежного бюро ».

Однако большевистская власть не обращала внимания на трудности. Она имела много дешевой рабочей силы. Кроме крестьян, готовых жить даже в вонючих бараках, только не вернуться в охваченные Голодомором села, были и другие «комсомольцы - ударники социалистических строек». Аббревиатуру ЗК недаром расшифровывают как «Запорожский комсомолец». «Совершенствуя Соловецкий опыт, ГУЛАГ построил первые гигантские стройки коммунизма, причем отсутствие механизации заменяли мускульной силой сотен тысяч голодных, плохо одетых заключенных (Днепрогэс, Беломорканал, БАМ)», - писал в «Справочнике по ГУЛАГу» бывший узник сталинских лагерей француз Жак Росси. Стоит вспомнить, что именно 25 апреля 1930 года создано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), что с ноября 1930-го одержало свою зловещую название ГУЛАГ.

Проблемы между инженерами-американцами и советскими работниками возникали не только непосредственно на стройплощадках. Кан жаловался председателю Союзбуду Комарову: «Из 300 работников очень немногие имеют опыт, большинство ... имеет небольшой стаж, а многие просто являются учениками ... Если какая-то деловая организация в США или в другой стране имела такой состав работников, не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротства ».

Американский архитектор не мог понять, почему его инженерам подсовывают новичков, а тех, кто набрался какого-либо опыта, почти сразу переводят в другое учреждение. Эти причины хорошо понимал советский председатель Главпроектстроя Анатолий Фисенко. По линии своего руководства он имел приказ прогнать через сотрудничество с американцами можно больше молодых специалистов, чтобы они набрались опыта и культуры проектирования. Американцам же о том, что они не только будут проектировать заводы, но и обучать советских инженеров, по определенным причинам решили не говорить.

В 1932 году советское правительство начало разрывать соглашения с американскими компаниями. Американцы сделали свое дело - построили заводы и подготовили кадры. Больше они были не нужны. Наконец, в СССР появился приоритетней партнер - нацистская Германия. В течение 1932-1934 годов инженеры-иностранцы уехали из СССР. Те же, кто остался за коммунистические убеждения или через брак с советскими девушками, вскоре были подметены НКВД и сгинули в лагерях ГУЛАГа. Такая судьба постигла коллег Ханса Майера: Белу Шеффлера, Антонина Урбана, Филиппа Тольцнера и других.

Чернокожий американский рабочий Роберт Робинсон был нанят советским Амторгом в 1930 году. Вместе с тысячами других американских специалистов он участвовал в индустриализации СССР. В 1934-м он решил остаться в СССР, стал депутатом Моссовета. Он вернулся в США в 1970-х, написав книгу о своей жизни в СССР.

Крайне уместен вопрос: а что же производила вся эта масса заводов и фабрик?Ответ прост: 21 500 орудий и минометов, 4013 боевых самолетов и 11 783 танка, потерянные Красной армией лишь до 10 июля 1941-го. Всего за годы войны СССР потерял 96 500 танков и САУ, созданных на заводах, построенных в 1930-е. Но американцам за строительство заводов никто не поблагодарил. Наоборот, советская пресса стала тщательно смешивать с грязью имена инженеров-американцев, «которые стремятся присвоить самоотверженный подвиг советских людей».

Другое уместен вопрос: откуда вожди СССР нашли деньги на строительство всего этого промышленного громадину? В августе 1930-го Анастас Микоян докладывал Сталину: «Каждый день вывозим (за границу) 1,5 млн. пудов хлеба». Сталин был недоволен: «... увеличить до 4 млн, иначе рискуем остаться без металлургических и машиностроительных заводов».

Можем сделать вывод. Секрет «эффективного менеджмента» от большевика Сталина выглядит так: часть граждан страны отправляется за колючую проволоку, а их имущество присваивается и продается с молотка. На вырученные средства нанимаются инженеры из США, которые проектируют заводы, которые потом строят те же отправлены за колючую проволоку горемыки. Одобрять такой изуверский менеджмент или нет - это уже дело собственной совести.

Источник http://alternathistory.com/kto-zakalyal-stal-industrializatsiyu-sovetskogo-soyuza-sovershili-amerikantsy

Комментариев нет :

Отправить комментарий