среда, 7 сентября 2016 г.

Миф о Донбассе. Как Юго-Восток Украины сопротивляется собственным основателям и модернизаторам - европейцам и американцам.

История часто проделывает с людьми самые невообразимые фокусы. Предсказать, куда выведет провидение ту или иную страну поистине невозможно. За короткие промежутки времени ситуация в мире может измениться настолько, что потом, оглядываясь назад, бывает очень тяжело поверить, что когда-то мы жили в совсем иной реальности, с иными традициями и привычками. Что порядки, которые были приняты в обществе, в считанные десятилетия изменились на противоположные.

Одни народы живут в мире и спокойствии долгие века. Другие будто участвуют в каком-то безумном эксперименте, постоянно заражаясь самыми немыслимыми идеями. Донбасс - в прошлом наиболее промышленно развитый, инновационный регион - за минувшее столетие превратился из «русской Америки», как его называл Менделеев, в наиболее реакционную, антизападную область, населенную крайне консервативным населением, живущим идеями прошлого. Сегодня уже трудно поверить, что когда-то он был не таким, но это было. Годы советской власти кардинально переформатировали ментальность этих земель.

Европейцы, по версии донецких сепаратистов, являются злейшими врагами народа Донбасса, а сама Европа – просто цитадель зла, от которой необходимо держаться подальше. В этом легко убедиться, если просто поговорить со сторонниками ДНР и взглянуть на их транспаранты. Идеология донецкого сепаратизма – это радикальная антизападная риторика.

Коксовый завод француза Буроза в Макеевке сто лет назад.

С оглядкой на историю Донбасса, происходящее кажется абсурдом, ведь современный восток Украины никогда прежде в своей истории не был отсталым, дремучим краем. Напротив, Донбасс, как и другие регионы Украины, тесно связан с Европой исторически. Было бы еще объяснимо, если бы столь фанатичные антизападные выступления происходили где-нибудь в исконно-русских областях, в районе Валдая, или в каких-нибудь старообрядческих деревнях Сибири. Но когда такие настроения охватывают людей в регионе, который был фактически основан и построен выходцами из Западной Европы – вот это настоящая насмешка истории.

К сожалению, жители шахтерских поселков едва ли способны понять масштаб этого исторического анекдота в силу малых исторических знаний. Для них Донбасс – это советский край, русская территория, которая должны быть спасена от ненавистной «гейропы». Между тем, всего-то сто лет назад Донбасс был почти что европейским анклавом в составе Российской Империи. Практически вся местная промышленность находилась в руках европейских капиталистов, а современные города строились вокруг основанных европейцами предприятий. Именно выходцы из Британии, Германии, Бельгии, Франции создали современную донецкую индустрию и положили начало тому Донбассу, который мы знаем теперь.

Годы советизации буквально вытравили отсюда всю «иностранщину». Европейскость из Донбасса корчевали долго и старательно, вымарывая старую топографию, истребляя под корень людей европейского происхождения, селившихся здесь в период освоения региона. Но останки той старой, европейской Донетчины до сих пор можно встретить там и сям, если хорошо поискать.

Европейские отцы-основатели 


Исторически Донбасс куда более тесно связан с Западной Европой, нежели, скажем, Полтавщина или Харьков. Здесь почти все крупные города основаны при непосредственном участии выходцев из европейских стран, что часто отражалось в их исторических названиях. Пожалуй, всем сегодня известно о том, что Донецк был основан британцем (а точнее – валлийцем) Джоном Хьюзом, который построил в степи на месте будущего города свой металлургический завод. В честь основателя поселение долгие годы называлось Юзовкой, пока название не заменили на идеологически правильное, советское «Сталино».

Но есть в Донецкой области и масса других, менее известных примеров. Городок Юнокоммунаровск, который теперь является частью Енакиево, сто лет назад носил название Бунге. По имени главы правления Русско-бельгийского металлургического общества, которое построило первую шахту на территории городка. С приходом советской власти «буржуйское» название было изменено на советское.

Городок Новгородское, что стоит недалеко от Дзержинска, до 1950-х назывался Нью-Йорком. Несмотря на американское название, Нью-Йорк был немецким поселением. Еще в 1789 году императрица Екатерина II издала Указ о привлечении немцев к освоению земель Приазовья. По указу переселенцы на 30 лет освобождались от уплаты налогов. Им выделялись деньги для обустройства, гарантировалась свобода вероисповедания, а также они освобождались от службы в армии. Льготы способствовали тому, что в Донбассе за 75 последующих лет образовалось 68 немецких колоний.

Нью-Йорк был одной из самых крупных. Там и сегодня сохранились некоторые немецкие постройки, старые дома с черепичными крышами и несколько поваленных гранитных памятников на местном кладбище, разгромленном еще в советское время.


Другое бывшее крупное немецкое поселение – нынешний райцентр Тельманово. Прежде он назывался Остхейм. Остальные мелкие поселки-колонии давно перестали существовать или были поглощены разросшимися городами. Например, на границе Донецкой и Днепропетровской областей до 1919 года существовала колония Мариенталь, которая была полностью сожжена еще махновцами.

Немцев из Донбасса полностью изгнали в 1940-х. После начала войны Сталин осуществил настоящую этническую чистку, и от германцев остались одни топонимы да старые могилы. Сейчас о них помнят разве что совсем уж древние старожилы.

Примечательно, что и другой областной центр востока Украины – Луганск также был основан при непосредственном участии британцев и немцев. Луганский литейный завод, который дал начало городу, был построен шотландским инженером Карлом Гаскойном, который считается основателем Луганска. Другой промышленный гигант города – Паровозостроительный завод и нынешний «Лугансктепловоз» – основал Густав Гартман из Германии. До недавнего времени в городе существовал его дом – настоящий памятник архитектуры. Но в последние годы его забросили, и он полностью разрушился. Теперь это еще одна вырванная европейская страница донецкой истории.

При участии европейских капиталистов появилась в девственных степях промышленность Макеевки, Константиновки, Мариуполя, Енакиева, Краматорска. Построенные европейцами заводы сегодня по-прежнему льют сталь и производят машины, все больше приумножая состояния донецких олигархов. ММК им. Ильича в Мариуполе (бывший бельгийский завод «Русский Провиданс»), Макеевский металлургический завод (бывший французский завод «Унион»), Донгормаш (завод Боссе в одноименном микрорайоне Донецка), все тот же упомянутый выше Лугансктепловоз.

Американские модернизаторы 


В 30-е гг XX века во время сталинской Индустриализации были спроектированы и оснащены, но уже США, все современные значимые предприятия.

Над этим работали: фирма Альберта Канна, архитектора заводов Форда действовала в Москве под вывеской НИИ «Госпроектстрой»; Хью Купер – американский строитель гидросооружений и главный «консультант» Днепростроя, построивший ДнепроГЭС. На ДнепроГЭСе 8 турбин было поставлено американской компанией Newpor News Shipbuilding and Drydoc Company, первые 5 генераторов – Дженерал Электрик.

Американец Хью Купер, один из иностранных специалистов на строительстве Днепрогэса.

Из 1500 заводов и фабрик, построенных США на территории СССР, построено и реконструировано с помощью США на Востоке Украины:

Криворожсталь, Харьковский тракторный( танковый) завод, Харьковский турбинный завод, Краматорскмашстрой, Запорожсталь, Днепроалюминийстрой, Азовсталь, шахты в Сталино (Рутченковская № 17-17-бис, Буденновская № 6 и др.), реконструировано четыре металлургические завода (Днепродзержинский, Днепропетровский, Коммунарский, Макеевский), а также Луганский паровозостроительный завод. Во время реконструкции «Луганского паровозного завода» в 1931 году, завод построил за 180 рабочих дней первый опытный грузовой паровоз-гигант «американского типа» высокой мощности (3200 л.с.)

До того, как американцы построили и реконструировали самые большие заводы, на всем Востоке Украины (Донецкая, Луганская, Харьковская, Запорожская и часть Днепропетровской области) проживало 4,5 миллиона человек (перепись 1926 года). Американская «технологическая инъекция» сделала возможной индустриализацию востока и значительный рост населения. Так, по плану США образовался Восток Украины с численностью почти в 15 миллионов человек.

Для прорыва в отечественной промышленности, в котором, в том числе, и по военным соображениям, действительно, остро нуждалась Советская власть, необходима было истинное чудо.

После 1928 года - и американские предприниматели, в частности, тот же Арманд Хаммер и Дж. Рокфеллер. Оплату производили через ЧикагоБанк, но официальное признание США Советской России последовало только в 1933 году. Происходило это в обмен на советское золото, сырую нефть, лес, хлеб, масло и сахар.

Необходимые для индустриализации ресурсы Сталин изыскивал внутри страны. Сталин действовал в условиях фактического (связанного с программными установками коммунистической идеологии) отказа от денег, как исторически сложившегося аккумулятора человеческой энергии. И в этой ситуации Сталин проделал маневр - ликвидировал стоимостное значение денег, уничтожил «кулачество, как класс», загнал крестьянство в колхозы и совхозы, и поставил во главе коллективных сельхозпредприятий послушных номенклатурных управленцев, безразличных к нуждам трудовых селян. Традиционное село при этом почти полностью вымерло (читайте «Мужики и бабы» Бориса Можаева, «Матренин двор» Александра Солженицына).

Однако количество человеческой энергии, «выдавленной» таким образом из украинского села, оказалось достаточным для индустриализации районов, уже имевших опыт «модернизации» конца XIX - начала XX вв.: Донецкого бассейна (здесь в 1930-е гг. были построены «Азовсталь», Краматорский завод тяжелого машиностроения, Зуевская ГРЭС, развивался Горловский азотнотуковый завод, Зуевская ГРЭС, Славянский завод строительных машин, заводы горного оборудования и машиностроения, др.), Приднепровья («Запорожсталь», «Днепрогэс», проч.).

При этом сталинская индустриализация проводилась «точечным» методом: она касалась, главным образом, тяжелой промышленности и основывалась на при приоритетном снабжении 60 (из 1500) основных объектов советского промстроительства. Для полномасштабной индустриализации новых хозяйственных регионов, таких как Внутренняя Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток, в 1930-х гг. энергии разрушенного украинского села уже не хватило. Как следствие, основной груз и основные свершения советской индустриализации легли на плечи крестьянского народа, но, главным образом, сталинского Донбасса.

Посол США Гарриман в 1944 году сделал доклад госдепартаменту от 30 июня 1944:
«Сталин воздал должное за помощь, оказанную Соединенными Штатами советской промышленности до и во время войны. Он сказал, что около двух третей всех промышленных предприятий в Советском Союзе были построенны с помощью Соединенных Штатов или при их техническом содействии» (оригинал доклада в госдепартаменте США, файл 033.1161).

Итоги 


Олигархи же, по иронии судьбы, до последнего вкладывали заработанное в антизападную пропаганду. Созданный европейцами Донбасс за годы большевистской власти переформатировал сам себя до неузнаваемости, и даже с приходом капитализма не вспомнил о своих корнях. Теперь тут модно быть советским консерватором, но уж никак не сторонником движения по пути европейского прогресса.

К сожалению, все эти ментальные метаморфозы тесно связаны и с экономической составляющей. За годы советской власти промышленность региона постепенно деградировала, пока Донбасс в итоге не превратился в склад устаревших, малорентабельных производств. Как итог – сильнейший экономический кризис и депрессия, из которой промышленность и население шахтерского края не вылезает уже несколько лет.

Маячащая впереди перспектива превращения региона в никем не признанную «серую территорию» с неопределенным статусом вполне может оказаться закономерным финалом этого долговременного падения. Правда в этом случае история донецкой промышленности скорее всего закончится, и о большинстве ныне работающих заводов наши дети будут знать лишь по старым фотографиям. Так же, как сегодня мы знаем по фотографиям о старых заводах, построенных европейскими колонистами.

Источники
http://www.facenews.ua/articles/2014/199964/
http://www.2000.ua/blogi/blogi_blogi/mirazh-industrializacii.htm

Комментариев нет :

Отправить комментарий