понедельник, 13 марта 2017 г.

Cоветско-финляндская война: почему Красная Армия понесла колоссальные потери

Война, продолжавшаяся с 30 ноября 1939-го по 13 марта 1940 г. на протяжении десятилетий была окружена мраком забвения. Основная масса документов и материалов ее касающихся была закрыта, недоступна массовому читателю. Война вскрыла многие недостатки высшего военного руководства в подготовке Красной Армии, слабую обученность командного состава по управлению войсками, организации боевых действий, неудовлетворительное материальное обеспечение в условиях северо-западного театра военных действий. Главная цель войны – аннексия Финляндии и создание очередной советской республики – так и не была осуществлена.

Вид на разбитый советский обоз в районе финской деревни Суомуссалми.


«ЕСЛИ ЗАВТРА В ПОХОД…» 


Воспользовавшись ситуацией, сложившейся после Октябрьского переворота, 6 декабря 1917 г. финский парламент принял декларацию о государственной независимости. 18 декабря 1917 г. независимость Финляндии признало правительство Советской России. Вместе с тем большевики вовсе не отказались от идеи вовлечь эту территорию в процесс «мировой революции». Хотя в ходе Гражданской войны в Финляндии победу одержали белые, попытки левых сил ввергнуть республику в коммунистический хаос продолжались и в дальнейшем. В 1918–1922 гг. имели место даже боевые действия финских войск против Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), закончившиеся подписанием Тартуского мирного договора и соглашения, гарантировавшего неприкосновенность советско-финляндской границы.


К концу 1930-х гг. руководство СССР приступило к агрессивным внешнеполитическим действиям, подкрепленным военными демаршами. В результате в составе Советского Союза оказались республики Прибалтики, а также значительные территории, отторгнутые от Польши, Венгрии и Румынии и присоединенные соответственно к Белоруссии и Украине. Настала очередь Финляндии…

За несколько месяцев до начала Советско-финляндской войны Сталин стал настоятельно предлагать финскому правительству заключить договор о взаимопомощи. Ссылаясь на нейтральный статус республики, финны ответили отказом, справедливо полагая, что результатом оборонительного союза с большевиками может быть лишь утрата собственной независимости (что и подтвердилось на примере государств Прибалтики). Тогда советская сторона высказала пожелание об «обмене некоторыми территориями».

Это несколько странное на первый взгляд предложение означало для Финляндии смещение границы на северо-запад на 50–30 км от существующей, но главное – потерю на Выборгском направлении всей укрепленной оборонительной полосы оперативного обеспечения линии Маннергейма, передовой полосы обороны, всего правого фланга главной оборонительной полосы с несколькими узлами сопротивления, 22 железобетонными сооружениями и рядом долговременных огневых точек. Таким образом, советская сторона планировала лишить противника важнейших элементов его обороны, чтобы облегчить себе задачу по захвату страны.

В то время когда Сталин лицемерно навязывал финскому правительству договор «о взаимопомощи» и «оборонительном союзе», советские вооруженные силы уже вовсю готовились к наступательной войне. По численности и оснащению РККА, разумеется, многократно превосходила финскую армию: в 1939 г. ее численность достигала почти 2 млн человек (в начале советско-финляндской кампании было задействовано 425 тысяч военнослужащих), а количество и качество танков, авиации и артиллерии было совершенно несопоставимо с силами противника.

Планирование военных действий на территории Финляндии началось еще в июне 1939 г. К границе были выдвинуты 20 стрелковых дивизий, танковые бригады и корпусные артиллерийские полки различных военных округов СССР.

29 октября 1939 г. Военный совет ЛВО представил наркому обороны К. Е. Ворошилову «План операции по разгрому сухопутных и морских сил финской армии», подписанный командующим ЛВО командармом 2-го ранга К. А. Мерецковым и начальником штаба округа комдивом Н. Е. Чибисовым. План предусматривал проведение фронтовой операции силами ЛВО в составе 7-й, 8-й, 9-й и 14-й армий, которые во взаимодействии с Балтийским и Северным флотами должны были одновременно вторгнуться на территорию Финляндии на Карельском перешейке, северо-восточнее Ладожского озера, в восточной Карелии и в Заполярье.

Разумеется, финское правительство не могло оставить без внимания мероприятия, проводимые войсками Ленинградского военного округа, и предприняло меры по повышению боевой готовности своих вооруженных сил. Так, 6 октября 1939 г. поступил приказ на развертывание финских войск в приграничных районах и сосредоточение главных сил на Карельском перешейке, а на следующий день начался призыв в армию резервистов. Через несколько дней из приграничной с СССР полосы началась эвакуация жителей вглубь страны. Была создана ставка Главнокомандующего вооруженными силами фельдмаршала К. Г. Маннергейма, введен ряд чрезвычайных законов, шла интенсивная подготовка к отражению агрессии.

В любом случае, к началу боевых действий соотношение сторон было явно неравным. Против 9 финских пехотных и стрелковых дивизий СССР выставил 20 дивизий. Тридцати, в большинстве своем совершенно устаревшим, финским танкам противостояли почти полторы тысячи советских вполне современных машин. По авиации советская сторона превосходила финскую в 21 раз (118 финских самолетов против 2446 советских).


Помимо армейской мощи, советская сторона подготовила для финнов еще один малоприятный «сюрприз»: «финское народное правительство» во главе с коминтерновской марионеткой Отто Куусиненом и «финскую народную армию», под командованием Акселя Антиллы, бежавшего в СССР финского коммуниста-алкоголика, который так и не сумел освоить русский язык. Спектакль с «правительством» и «армией» (состоявшей по большей части из карелов, никаких боевых задач ей не ставилось) должен был в нужный момент легитимировать воссоединение Финляндии с «отечеством рабочих и крестьян»

ПРОВОКАЦИЯ НА ГРАНИЦЕ 


Большинство современных наступательных войн начинается с хорошей провокации. Не является исключением и Советско-финляндская война.

17 ноября 1939 г. полпред СССР в Финляндии В. К. Деревянский в докладной записке наркому иностранных дел В. М. Молотову рекомендовал принять ряд мер для оказания давления на финскую сторону в деле по обмену территориями. Дипломат предлагал создать напряженную обстановку на границе, начать антифинляндскую кампанию в печати, организовать митинги трудящихся.


Через несколько дней непосредственные указания по организации провокации на границе были даны Сталиным его сподвижнику, председателю Верховного Совета РСФСР А. А. Жданову (с началом боевых действий – член Военного совета Северо-западного фронта). Согласно записям этого партийного функционера, план предусматривал оцепление района проведения провокации силами батальона войск НКВД и расстрел переодетых в красноармейскую форму заключенных (их предполагалось представить в качестве «жертв финской агрессии»). После этого предполагалось провести широкую пропагандистскую кампанию, которая завершалась бы речью Молотова, а также обращением ЦК компартии Финляндии к «трудовому народу Финляндии». Далее начинались боевые действия, в освещении которых важная роль уделялась «финской народной армии».

Этот план и был осуществлен 26 ноября между 15 часами 45 минутами и 16 часами 5 минутами по советскому времени неподалеку от поселка Майнила. Единственным отличием от первоначального замысла было то, что вместо расстрела был применен артиллерийский обстрел советской артиллерией собственной территории.

27 ноября 1939 г. все советские газеты напечатали сообщение штаба ЛВО «Наглая провокация финляндской военщины»: «26 ноября в 15.45 наши войска, расположенные в километре северо-западнее Майнилы, были неожиданно обстреляны с финской территории артогнем. Всего финнами было произведено 7 орудийных выстрелов: убиты три красноармейца и один младший командир и один младший лейтенант».


Советское правительство немедленно обратилось к финской стороне с нотой протеста, в которой требовало отвести финские войска на 20–25 км от границы. В ответной ноте правительства Финляндии все советские претензии отвергались. Кроме того, финны предлагали создать совместную комиссию для расследования инцидента и начать переговоры об обоюдном отводе войск от границы. Разумеется, эти предложения были отвергнуты.

Вечером 29 ноября финляндский посланник в Москве Ирие-Коскинен был вызван в Наркомат иностранных дел, где ему была вручена новая нота. В ней говорилось, что ввиду сложившегося положения правительство СССР больше не может поддерживать нормальных отношений с финским правительством и поэтому отзывает из Финляндии своих политических и хозяйственных представителей. Ранним утром следующего дня было опубликовано официальное сообщение о том, что «по приказу Главного Командования Красной Армии, ввиду новых вооруженных провокаций со стороны финской военщины, войска Ленинградского военного округа в 8 часов утра 30 ноября перешли границу Финляндии на Карельском перешейке и в ряде других районов».

ПРИНИМАЙ НАС, СУОМИ-КРАСАВИЦА! 


4 декабря в ответ на возмущенный запрос генерального секретаря Лиги Наций Молотов цинично заявил, что СССР не находится в состоянии войны с Финляндией и не угрожает финскому народу, поскольку заключил 2 декабря «Договор о взаимопомощи и дружбе» с правительством «Финляндской Демократической Республики»…


Боевые действия начинались в тяжелых обстоятельствах, в зимних условиях, на неблагоприятной местности. До середины декабря основные события разворачивались на Карельском перешейке. Оборонявшимся здесь войскам 2-го и 3-го финских корпусов (они составляли «Армию перешейка», под командованием генерала Хуго Эстермана) противостояли силы 7-й армии, которой была поставлена задача нанести поражение противнику, овладеть его укрепленным районом и выйти на рубеж Выборг – Антреа (ныне Каменогорск) – Кякисалми (ныне Приозерск). Главный удар наносился на Выборг. Операцию планировалось провести за 10 дней.

На первом этапе наступления сразу же обнаружилась недостаточная подготовленность подразделений и частей к ведению боевых действий в сложных условиях лесисто-болотистой местности, при суровых морозах и глубоком снежном покрове. Войска нуждались в дополнительном обучении методам преодоления заминированной местности, прорыва системы мощных укреплений. Кроме того, ход боевых действий вскрыл серьезные недостатки в системе управления войсками, организации связи, оперативного и тактического взаимодействия, материального обеспечения.

В ходе декабрьских боев выяснилось, что легкие танки Т-26 и БТ из-за слабости своего бронирования, вооружения и малой мощности моторов легко пробиваются неприятельской противотанковой артиллерией и не могут преодолеть линию надолбов и глубоких противотанковых рвов.

Погибшие красноармейцы у разбитой советской колонны на Раатской дороге

К концу декабря стало ясно, что дальнейшие попытки наступления и прорыва линии Маннергейма ни к чему не приводят. Поэтому общая численность личного состава, участвующего в войне, была доведена до 760 тысяч человек. Кроме того, был сформирован Северо-Западный фронт под командованием командарма 1-го ранга С. К. Тимошенко, в состав которого вошли 7-я (командующий – командарм 2-го ранга К. А. Мерецков) и 13-я (командующий – комкор В. Д. Грендель) армии. Им и предстояло осуществить долгожданный прорыв.

ПРОРЫВ ЛИНИИ МАННЕРГЕЙМА 


До определенного момента линия Маннергейма представляла для РККА большую проблему, несмотря на то что преимущество советских войск в танках, авиации и артиллерии было фактически абсолютным.

Финское командование тщательно готовилось к дальнейшей обороне и в спешном порядке пополняло войска личным составом, боевой техникой, вооружением и боеприпасами. Не оставались безучастными к судьбе свободолюбивой республики и страны свободного мира. Всего западные державы передали Финляндии за время войны 350 самолетов, 500 орудий, свыше 6 тысяч пулеметов, около 100 тысяч винтовок, 650 тысяч ручных гранат, 2,5 млн снарядов и 160 млн патронов. Из Швеции, США и других стран на помощь финнам прибыло 11,5 тысячи добровольцев.

Очень активно поддерживали Финляндию Англия и Франция, которые при затягивании войны вполне могли вступить в боевые действия. С середины декабря 1939 г. в Лондоне началось планирование высадки англо-французских войск в Скандинавии, при этом союзники планировали не только оказать помощь финнам, но и замкнуть экономическую блокаду вокруг Германии – в тот момент главного партнера СССР. 5 февраля 1940 г. Высший военный совет союзников принял решение направить экспедиционный корпус в Финляндию. Оставалось только получить согласие Норвегии и Швеции пропустить войска через свою территорию.

Между тем 3 февраля 1940 г. командование Северо-Западного фронта разработало план операции по прорыву линии Маннергейма. Весь январь ушел на интенсивные учения войск по предстоящей операции. 7-й и 13-й армиям предстояло разгромить противостоящую группировку противника, взять Выборг, а затем отрезать пути отхода вглубь страны главным силам финской армии. Части 8-й и 15-й армии, действовавшие севернее Ладожского озера, должны были разгромить финские войска под Сортавалой и отрезать пути отхода на север.

11 февраля 1940 г. начался заключительный этап Советско-финляндской войны, основные события которого происходили на Карельском перешейке. Войска Северо-Западного фронта после мощной артиллерийской подготовки перешли в наступление. В ходе трехдневных ожесточенных боев соединения 7-й армии прорвали главную полосу обороны на линии Маннергейма. В прорыв тотчас были введены подвижные танковые группы, которые начали развивать успех наступавших войск.


Стремясь остановить наступление советских войск на Выборг, финская армия оказывала ожесточенное сопротивление и применила последнее средство – открыла шлюзы Саймен-канала, затопив местность к северо-востоку от Выборга. Однако это не помогло. В ночь на 13 февраля стрелковые части 7-й армии ворвались в город.

ХУДОЙ МИР 


Война вступила в критическую фазу. В необходимости заключения мира были убеждены обе стороны. Советский Союз оценил реальную опасность вступления в войну Англии и Франции. Положение на фронте для финнов продолжало стремительно ухудшаться, резервы быстро таяли, не хватало боеприпасов. В этой обстановке финское правительство решило пойти на переговоры с СССР

7 марта в Москву прибыла финская делегация. 12 марта был заключен мирный договор между СССР и Финляндией, по которому военные действия прекращались по всему фронту с 12 часов 13 марта. В соответствии с договором, граница севернее Ленинграда отодвигалась на линию Выборг – Сортавала, Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куолаярви и часть полуостровов Рыбачий и Средний отошли к СССР. Советскому Союзу передавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко с правом создания на нем военно-морской базы. Финляндии возвращалась область Петсамо.

Республика лишилась территории, на которой проживали 440 тысяч жителей и находилось более 10 процентов сельскохозяйственных угодий. Конечно, финны считали заключенный договор несправедливым и при первой возможности – с началом войны Германии против СССР – вернули себе утраченные земли (правда, лишь до момента краха Третьего рейха).


Советская сторона также не считала, что достигла всех своих целей. В первую очередь Сталину не удалось установить в республике режим Куусинена (с последующим вхождением Финляндии в состав СССР). Помимо этого, советские войска понесли в ходе войны гораздо более значительные потери, чем финские. РККА потеряла 126 875 человек убитыми, пропавшими без вести и умершими от ран. Финны – 22 849 человек убитыми и пропавшими без вести (еще 43,5 тысячи военнослужащих были ранены, контужены и обморожены). Огромные потери понесла Красная Армия и в боевой технике. В боях с противником было уничтожено 650 советских танков и 226 самолетов

Дмитрий ЖУКОВ, Иван КОВТУН sovsekretno.ru/articles/id/4471/


Комментариев нет :

Отправить комментарий