пятница, 31 марта 2017 г.

Резня в Баку или правда о "бакинских комиссарах"

В 1918–1920 гг. в Закавказье, в том числе на всей территории Азербайджана, армяне широко проводили акты насилия, уничтожения, грабежей и террора против азербайджанцев и мусульман в целом. События 1918 года начались так же, как и в 1905 году, с города Баку.

Резня в Баку, 1918 год.

В результате того, что в октябре 1917 г. власть в России перешла в руки большевиков, и Россия отказалась от участия в Первой мировой войне, армянские солдаты и офицеры, воевавшие на Кавказском фронте на стороне России, с огромным количеством оружия и боеприпасов стали возвращаться на Южный Кавказ, стекаясь в пролетарский Баку. В это же время в Баку приезжает назначенный В.Лениным закавказским комиссаром продашнакски настроенный Степан Шау­мян, который берет власть в свои руки. Именно под руководством Шаумяна Бакинская коммуна вместе с вернувшимися с фронта и скопившимися в Баку армянскими вооруженными отрядами начинает в марте 1918 г. резню мусульман, которая затем охватывает весь Азербай­джан.


С 30 марта по 2 апреля армянские большевистские отряды под руководством Степана Шаумяна убили в Баку тысячи людей, сожгли многие места поклонения, конфисковали имущество населения Баку на сумму 400 млн. манатов. Во время массовой резни армяне подвергли артиллерийскому обстрелу самую большую в Баку мечеть «Тезепир», сожгли здание «Исмаилийе», которое считалось одной из сокровищниц мировой архитектуры.

13 апреля Шаумян в письме в Москву в Совет Народных Комиссаров пытается доказать, что причиной резни явилась не национальная неприязнь армян к азербайджанцам, а преданность их советской власти. Он писал: «С одной стороны билась советская Красная гвардия, организованная нами интернациональная Красная армия, Красный флот, который вновь удалось создать нам в короткий период и армянские национальные части (А.П.), с другой стороны возглавляемая партией «Мусават» и включающая в себя много русских офицеров Мусульманская дикая дивизия и вооруженные мусульманские разбойничьи отряды (А.П.)». (Шаумян С. Избранные произведения, т. 2, Б. 1978, с. 259)

Из сообщения ясно видно, какую роль в этом деле сыграл С.Шаумян. В письме армяне представлены как «истинные голуби мира», а мусульмане как кровожадные раз­бойники. К тому же Шаумян пугал Москву тем, что будто мусульманские националистические партии, укрепившись в Елизаветполе и Тифлисе, «и в Баку вели себя очень агрессивно… Если бы им удалось взять верх в Баку, город был бы объявлен столицей Азербайджана, все немусульманские элементы были бы разоружены и уничтожены».( Там же, л. 260)


Оправдывая бесчинства, он нагло заявлял: «Участие национальных [то есть армянских] частей придало гражданской войне отчасти характер национальной резни. Мусульманская беднота понесла большой ущерб, зато теперь они еще теснее сплотились вокруг большевиков и советов».( Шаумян С. Избранные произведения, т. 2, Б. 1978, с. 259.)

15 июля 1918 года Азербайджанской Демократической Республикой была создана Чрезвычайная следственная комиссия. В архивах хранится большое количество документов и материалов, собранных данной комиссией в связи с Бакинской трагедией. Множество фактов и цифр здесь полностью опровергает то, о чем писал Шау­мян в Москву. Потери с обеих сторон составили не 3 тысячи человек, как указывал он в своем письме, а только с мусульманской стороны человеческие потери, наряду с огромным материальным ущербом, составили свыше 11 тысяч человек.( Архив политических документов при Управлении делами Президента Азербайджанской Республики, ф. 277 , оп. 2, д. 27, л. 25-26.)

В 1919 г. парламент Азербайджана принял решение отмечать 31 Марта как день Геноцида азербайджанцев. Хоть в советское время и проводилась политика умолчания, но после обретения Азербайджаном независимости на основе исторических документов были проведены многочисленные исследования и изданы книги в связи с трагическими событиями 1918 го.

Свидетель событий той резни, 19-летний юноша, потерявший отца и близких Магомед Мурадзаде описывает эти события в изданной им в 1919 г. книге «Март хадисеи-алимеси», (М.Мурадзаде. Март хадисеи-алимеси. Б. 1996, с. 11) где приведенными фактами и сообщениями, своим собственным отношением к этим событиям еще раз изобличает ложь С.Шаумяна. Когда после объявления мира плененных армянами и запертых в кинотеатрах женщин, стариков и детей, разводили по домам, армяне, стоявшие у их ворот, с издевкой спрашивали: «Асма… Ну, что, стали хозяевами Кавказа?» М. Мурадзаде писал об этом: «Такого рода попреки врага горьки, но правдивы. В результате своего бездействия мы вынуждены склонить голову перед дикой силой нации, находящейся в меньшинстве».(Там же, с. 27.)

Резня в Лянкяране

Наряду с Баку, в марте–мае 1918г. армянами была организована резня азербайджанцев в городах Шемаха и Губа, а также в Арешском, Геокчайском уездах и других местах. 31 марта в 53 селах Шамахинского уезда армянские дашнаки убили 8027 азербайджанцев, в том числе, 2560 женщин и 1277 детей. В 162 селах Губы были убиты более 16 тыс. азербайджанцев. Армянские дашнаки сожгли тысячи сел в Лянкяране, Мугане и Нагорном Карабахе, зверски убили десятки тысяч людей.

26 марта 1998 года экс-президент Азербайджана Гейдар Алиев подписал указ «О геноциде азербайджанцев». С того времени 31 Марта ежегодно отмечается как День геноцида азербайджанцев.

По материалам:
Атахан Пашаев, "Геноцид, депортации и территориальные претензии армян к азербайджанскому народу (XIX – XX вв.)", Баку – 2013, стр.37-39
Вугар Гасанов, азербайджанский журналист 

Комментариев нет :

Отправить комментарий