суббота, 1 апреля 2017 г.

Победа испанских национальных сил

1 апреля 1939 года испанское радио передавало в эфир: "Красная армия развалилась, все главные пункты страны заняты национальными войсками. Война окончена”. Этот лаконичный приказ каудильо, генералиссимуса Франсиско Франко знаменовал собою победу Национальной Испании в долгой, ожесточенной войне против мировых коммунистических сил и их пособников. Завершилась трехлетняя гражданская война в Испании.


Заключительное коммюнике верховного командования гласило: «Сегодня национальные войска после разоружения и пленения Красной Армии достигли своей последней военной цели. Война окончена». Во многих городах начали свою работу военные трибуналы. Особая судебная палата, учрежденная 14 марта 1939 года, рассматривала наиболее тяжкие случаи. Лица, ответственные за крупные кровавые расправы, персонал «чека» и «народных судов», политические комиссары и члены «марксистских» комитетов, палачи и убийцы лишь в редких случаях могли надеяться на снисхождение. Их приговаривали к смерти и расстреливали. Поджигатели и осквернители церквей, сочувствующие и милиционеры скорее могли рассчитывать на милосердие. Вместе с офицерами и низшими чинами «народной армии» их временно отправляли в тюрьму.



Предпосылки к Гражданской войне


Муниципальные выборы 1931 года показали, что почти во всех крупных и средних городах республиканские партии победили подавляющим большинством. 15 апреля 1931 года Франко выступил перед слушателями военной академии в Сарагосе и заявил: «Итак, поскольку провозглашена республика, и верховная власть находится в руках временного правительства, мы обязаны соблюдать дисциплину и сплотить свои ряды, с тем чтобы сохранить мир и помочь нации двинуться по верному пути». Началась обычная демократическая чехарда со сменами властей и поспешными реформами. Академию закрыли, и Франко стал командующим войсками Болеарских островов.

В это время коммунисты, ведомые Хосе Диасом и Долорес Ибаррури («Пасионарией»), получили из Москвы указание усилить свое до того времени скромное влияние в союзе с другими пролетарскими организациями. 5 октября 1934 года ВСТ – Всеобщий союз трудящихся, профсоюзный центр, провозгласил начало всеобщей забастовки. Ввиду значимости выдвигаемых лозунгов он взял курс на вооруженное восстание. Впрочем, толпа, ринувшаяся на административные кварталы Мадрида, была рассеяна несколькими оружейными залпами. В Астурии же коммунисты, социалисты и анархисты выступали заодно и захватили оружейный завод в Трубиа и города Овьедо и Хихон. Восставшие намеревались провозгласить там социалистическую республику.

Министр обороны пригласил Франко в качестве военного эксперта. Франко не занимал какой-либо определенной штатной должности, однако фактически действовал как глава Большого генерального штаба. Восстание в Астурии было подавлено. Франко, сам того не желая, в результате своей деятельности в качестве командующего приобрел больший, чем когда-либо, политический вес. Генерал стал главнокомандующим в Марокко, впрочем, несколько месяцев спустя возвратился в Мадрид, чтобы взлететь еще выше, на пост главы Большого генерального штаба. Новое правительство стремилось противостоять разложению армии, состояние которой было плачевным, что явилось результатом деятельности прошлого кабинета.

Очередные выборы 16 февраля 1936 года принесли победу левым. Бесчисленные толпы приверженцев Народного фронта устроили дикие бесчинства. Сметались ворота тюрем, освобождались тысячи заключенных, поджигались церкви и монастыри, избивались священники, незаконно захватывались имения землевладельцев. Франко советовал правительству ввести военное положение, но его не послушали…

Горящая резиденция иезуитов на улице Гран Виа, Мадрид, 1931 год

После того как к власти вновь пришел старый премьер-министр Мануэль Асанья и Диас, Франко все окончательно понял. Он считал, что этот заклятый враг военных подобен русскому Керенскому. Одной из первых акций Асаньи стала нейтрализация военных, которым он не доверял. Премьер-министр распорядился убрать Франко с занимаемого им ключевого поста и перевести его на удаленные от Испании Канарские острова. Не лучшая участь постигла и других заслуженных генералов. Над страной нависла угроза хаоса и коммунизма. Франко еще до отъезда из Мадрида примкнул к заговорщикам.

1 мая 1936 года Народный фронт отметил устрашающим военным парадом. Над марширующими колоннами колыхалось море красных знамен, реяли транспаранты с изображениями Маркса, Ленина и Сталина, пели «Интернационал», колонны детей скандировали хором: «No queremos catecismo – que queremos communismo!». Тот, кто отваживался выкрикнуть «Viva Espana!», слышал в ответ тысячеголосое: «Patria, no!», «Viva la Russia!».

23 июня 1936 года генерал Франко обратился к премьер-министру Франсиско Ларго Кабальеро с очередным ходатайством о привлечении армии к восстановлению порядка. Ответа не последовало… Военными же на главнокомандующего Канарских островов была возложена особо сложная, возможно, решающая операция. Ему предстояло возглавить армию Африки и перебросить это боеспособное соединение в Испанию. С этого момента – после пяти месяцев ожесточенных забастовок, охоты на людей, нападений и избиений, мародерства, поджогов церквей и убийств – республика в течение сорока восьми часов прошла путь до полной катастрофы. 12 июля на улице был публично застрелен офицер, а 13 июля служащие полиции и молодые социалисты выволокли из дома спикера оппозиции Хосе Кальво Сотело и его выстрелом в затылок. Страна сама встала на путь Гражданской войны, и медлить было нельзя.

Мятеж военных начался 17 июля 1936 года в 17.00. В результате в руках восставших оказалась обширная территория – как противовес республиканской Испании. Началась затяжная гражданская война, которой уделено много места в мировой литературе. Враг был опасный и жестокий – со всего мира в Испанию потянулись люди, именуемые «добровольцами для борьбы с фашизмом» и объединенные в «интербригады». Мадрид стал бастионом международного коммунизма. В Испанию начали прибывать советские добровольцы и военные грузы. Германия и Италия в свою очередь оказывали мятежникам значительную военную помощь. Разными путями проникали в Испанию и добровольцы-белогвардейцы, которым эта страна очень напоминала Российскую Империю 1917 года…

Молебен русских добровольцев, сражавшихся на стороне генерала Франко. Эль Контадеро. 9 октября 1938 г.

Участие СССР


Сталин и Коминтерн планировали разжечь коммунистический пожар с противоположного конца Европы после провала серий коммунистических переворотов начала 20-х гг, когда троцкистско-ленинская идея Мировой Революции оказалась несбыточным мифом. Так как соглашением 1936 года на поставки вооружений в Испанию было наложено эмбарго, то единственной европейской страной поставлявшей оружие республиканцам оказался СССР. За поставки вооружений республиканцы отдали Советскому Союзу $510 млн из $750 млн из своего золотого запаса (четвертого в мире на тот момент). Советские поставки республиканцам были, конечно, большими, но значительно уступали тому, что шло Франко от Германии и Италии. Было отправлено: самолетов всех типов - 648, танков - 347, бронеавтомобилей - 120 (реально 60), артиллерийских орудий - 1186, минометов - 340, пулеметов - 20486, винтовок - 497813, патронов - 862 млн. шт., снарядов - 3,4 млн. шт., авиабомб - 110 тыс. шт. Советский Союз поставил республиканскому военно-морскому флоту 4 торпедных катера, 16 торпед к ним, 400 глубинных бомб, 16 морских 45-мм пушек (7010 снарядов к ним), 15 - корабельных радиостанций, 3 пеленгатора. Все это стало результатом сталинского курса на индустриализацию от 1928 года. Цель индустриализации: вооружиться до зубов для силового распространения Красной Чумы по всему миру и являлась ключевой, а не пресловутая "забота о народе", как распевают современные сталинисты.

На стороне республиканцев воевали интернациональные бригады левых всех мастей . Разумеется, и из СССР. Но вопреки расхожему мнению, советские «добровольцы» на деле таковыми не являлись. Испанская операция была строго засекречена, а приказ наркома обороны СССР за № 27 четко гласил: «Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 февраля 1937 года «о запрещении выезда и вербовки добровольцев в Испанию». Тщательный отбор кандидатов в «добровольцы» проводился кадровыми органами Народного комиссариата обороны СССР, а проверка на предмет наличия компрометирующих материалов, связей – служебных, личных, родственных органами НКВД. Родные тех, кого отправляли в Испанию, фактически становились заложниками: всех «добровольцев» откровенно предупреждали, что если они изменят или попадут в плен, то их родственники обязательно пойдут по этапу.

Трофейный советский танк Т-26, превращенный испанскими националистами в алтарь для мессы.

Итоги победы Франко


После многочисленных сражений под руководством Франко была одержана решительная победа над коммунистами. Франко распорядился соорудить мемориальный комплекс в «Долине павших», где был перезахоронен прах «победителей» и «побежденных» в гражданской войне 1936-1939 годов. Строительство велось в течение девятнадцати лет с 1940 по 1959 год. Это должно было, по его мнению, символизировать примирение «двух Испаний», на которые раскололось испанское общество во второй половине 30-х годов.


В целях подъема экономики проводится национальный заем и разрабатывается десятилетний план развития. После заключения пакта Гитлера со Сталиным Франко провозгласил «жесткий нейтралитет» страны, не желая втягивать Испанию в военные конфликты. С началом войны между Германией и СССР Франко объявляет набор добровольцев в «Голубую дивизию» для действий против русских коммунистов. Однако уже в 1942-м он отзывает ее обратно. Несмотря на свою теперь уже прозападную позицию, Франко признавал войну против СССР обоснованной. Он называл ее борьбой, необходимой для защиты Европы, возражал против выдвигаемого союзниками требования «безоговорочной капитуляции» рейха и в течение многих месяцев безуспешно пытался способствовать заключению сепаратного мира между англо-американцами и немцами. В послевоенный период Франко последовательно отвоевывает для Испании «место под европейским солнцем» уже на дипломатическом фронте...

В результате плебисцита, или, как выражался сам Франко, «прямой консультации с нацией», генералиссимус пришел к мысли о необходимости официально восстановить монархию.Каудильо придавал большое значение серьезному воспитанию молодого принца Хуана Карлоса в Испании и превращал страну в конституционную монархию.

В те годы, когда он находился у власти, был сделан решительный шаг к модернизации испанской экономики, и уже в начале 70-х годов Испания заняла пятое месте в Западной Европе по объему промышленного производства.

Опыт антикоммунистической борьбы в Испании и последовавшего за победой 1939 года процесса декоммунизации этой страны по сей день остаются актуальным примером успешного преодоления национальной катастрофы усилиями патриотических сил. Отношение к франкистскому периоду до сих пор раскалывает общество Испании. Не все испанцы не считают эпоху правления Франко лучшим временем в истории Испании, а его взгляды и методы - достойными. Однако имя генералиссимуса ниоткуда не вычеркнуто. Главный итог его правления – спасение страны от коммунистического эксперимента.

Использованы материалы http://telegrafua.com/world/11826/

Комментариев нет :

Отправить комментарий